Татьяна: «Война, конечно, полностью выбивает людей из колеи: и молодых, и тем более пожилых. Я, вот, как раз из кардиологии иду… Обычно советуют: «Держись». Я раньше задавала вопрос: «За кого держаться? За что?» А теперь сама отвечаю: «За жизнь!». Мне когда-то песню прислали со словами: «Таня, дыши глубже, Таня, держись крепче!» И когда мне было плохо, когда я была одна в квартире и было совершенно темно, я с фонариком читала эти слова. Когда разбомбили центр Одессы, у меня не было сил и желания смотреть на руины. А сейчас я иду, солнышко светит, город украшен, и все-таки это позитив. Каждая, казалось бы, мелочь, дает нам вдохновение!»
Валентина: «Сердце дрожит, душа болит и давление скачет по-страшному – так я и переживаю войну. И все так: и дочка моя, и сестра. Я вообще приехала в Одессу из Херсонской области, с левого берега, это Алешковский район. Там ужас был. Мы уже по часам знали, когда будут бомбить: когда россия стреляет, когда наши стреляют в ответ. Было очень страшно. Я и молилась, и таблетки от давления пила, все было. А потом мы по очереди стали выезжать, потому что там никакое здоровье не сбережешь. Но каждый человек по-своему старается поддерживать в себе оптимизм: надо надеяться на лучшее, на свободу, на мир! Вот и все».
Наталья: «Сначала все эти бомбежки были для нас непривычными. Первое время и сердце болело, и валерьянку пили, а сейчас, так страшно говорить, но мы уже привыкли, как-то уже легче все переносится. Я, как коренная одесситка, живу в коммунальной квартире. И вот, когда начинается воздушная тревога, мы с соседкой выходим в коридор и спрашиваем друг друга: «Чай или кофе будем пить?» Садимся в коридоре на стульчики, заглядываем в телеграмм-каналы и смотрим, сколько нам еще сидеть и куда полетят ракеты. Так и выживаем, а что делать? Мы надеемся, что Бог нас защити и спасет, – другого выхода нет. Мне почему-то кажется, что самое тяжелое мы уже пережили. Главное, не терять оптимизма! У меня тоже иногда, бывает, падает настроение, но, вы будете смеяться, я вспоминаю песенку из мультфильма: «Какой хороший день, какой хороший пень, какой хороший я и песенка моя!» Вот это надо спеть – и настроение сразу поднимется! Все будет хорошо, война закончится».
Лариса: «Я войну переживаю спокойно. Во-первых, я еще работаю. Во-вторых, у меня есть собачка, и она больше боится, чем я. Если тревога, я включаю Фейсбук, или слушаю музыку, и стараюсь не думать о плохом. Чтобы держаться во время войны, надо найти себе основное занятие: ходить гулять, учить иностранные языки, смотреть за детьми или внуками. Я, например, хоть это и трудно, сейчас пытаюсь учить английский».
Анатолий: «Я переживаю уже третью войну. Когда началась Великая отечественная, мне было пять лет. Потом, пока служил в армии, участвовал в боевых действиях на территории Венгрии. Я переживал и более страшные вещи, чем сейчас. Как бы ни было, беспокойство, конечно, есть, но не столько за себя (мне уже под 90 лет), сколько за наших ребят, которые гибнут на войне. Мне от этого очень досадно, печально и грустно. Но я считаю, что каждый должен верить в себя и свое государство. Я думаю, что еще доживу до тех дней, когда наша Украина будет свободная и радостная. Мы дождемся того времени, когда не надо будет бояться, что на нас что-то свалится с неба. Хотелось бы мира, чтобы в каждом доме было счастье и любовь.
Любовь всегда повсюду с нами,
Ее не сжечь, войной не задушить,
Одна любовь крушения не знает,
И в каждом сердце пламенем горит.
Но если у кого-то чуть затухла,
То не беда – ее душой можно раздуть,
И вновь из искры возгорится пламя,
И ваше сердце радостно стучит:
Тук-тук, тук-тук, тук-тук».
Питаемся воздухом? Какие продукты могут себе позволить пенсионеры в Украине – видеоопрос
Унижение или помощь? Как сегодня выживают украинские пенсионеры – видеоопрос