Но и о ярмарках, купеческих контрактах, городском самоуправлении, опекунстве и церковных делах. Этот документ долго пытались ввести в действие, однако это не удалось, и после ликвидации гетманства вопрос был окончательно закрыт. Но несмотря на это кодекс распространяли в списках, изучали по нему украинское право и даже ссылались в судебной практике.
О судьях и привилегиях для чиновников
Начинался кодекс с глав, посвященных правам, чести, вольностям и свободам. С первых страниц сообщалось, что «право – это наставление, которое ведет ко всякой правдивости», а «справедливость есть отдавать всякому то, на что он имеет право». Все дела решались через суд, а судьи избирались достойные, грамотные и «в правах искусные». При этом претендентам должно было быть не меньше 25 и не больше 70 лет. Не избирали судьями иноземцев, больных людей и еретиков. Прежде чем вступить в должность, судьи приносили присягу в церкви, при священнике и свидетелях.
Особое отношение было в то время и к государственным чиновникам. Если чиновник, даже в пожилом возрасте или при инвалидности, мог выполнять свои обязанности, уволить его было нельзя. Если же он сам хотел оставить службу, то провожать его на пенсию полагалось со всякими почестями или с повышением чина.
Кодекс затрагивал также и повседневные проблемы. Например, граждане не имели права давать в долг деньги или имущество стоимостью более 12 рублей без заемного письма или расписки. Также оговаривались правонарушения в виде незаконной вырубки деревьев, браконьерства или рыбной ловли на чужом участке, кражи скота. За это были предусмотрены штрафы, и немалые. Тяжелым преступлением считалось членовредительство, а за разные виды увечий, в зависимости от тяжести, были предусмотрены только штрафы.
О моральных устоях и избирательном отношении
Упоминалось в кодексе и создание семьи. Эти вопросы чаще всего решали родители, но и у них права были не беспредельные – поженить взрослых детей, если они того не хотели, родители не могли. Однако если во время сговора или сватовства дети не сказали свое веское «нет», считалось, что они дали согласие и обязаны обвенчаться.
Под защитой закона находились и те, кто вел антиобщественный образ жизни. Например, смертная казнь за убийство касалась и убийства женщины легкого поведения. Правда, если такую женщину только обругали или ударили, наказание не предусматривалось. А вот за изнасилование монахини преступника казнили отсечением головы, а самой монахине из средств обидчика выплачивали компенсацию. Еще более жестоко казнили педофилов – их четвертовали или сжигали живьем.
Ранее опубликовано: Битва под Городком: блистательная победа