Вера и Василий: «Мы немножко ходим в парк: погуляли, сходили в магазин, покушали, отдохнули, да обратно пошли. Так ходим по парку на свидания. Уже 40 лет ходим! В зимнее время жена – вяжет, я читаю. Жена еще много в телефоне сидит, я за это ее ругаю, говорю: «Раньше телефонов не было, никто на свидания не опаздывал. А сейчас телефоны у каждого – и все опаздывают!» В летнее время мы на дачу выбираемся: там речка рядом, лес, у нас есть огородик, хозяйство с курочками, пчелки – очень красиво! Главное, чтобы было мирно, чтобы сирен было поменьше, чтобы никто не мешал нам отдыхать».
Татьяна и Виталий: «Мы приехали в Одессу из Новой Каховки. До войны у нас свободного времени было мало, мы на работу ходили, а сейчас – переселенцы, только по парку гуляем и все. Теперь мы друг без друга никуда. У мужа дома хобби было – пчелы, но все осталось в оккупации. В молодости мы мечтали, что на пенсии будем нянчить внуков. У нашей дочки долго не было деток. Потом Бог дал нам внучка, но началась война, и они уехали за границу, так что сейчас мы не вместе – смотрим на него только по видео».
Раиса: «Я мало что успеваю, вот только с работы иду. Когда-то я чуть-чуть вязала. Если бы было время, то и сейчас бы взялась вязать, но времени не хватает. Когда получается, я с удовольствием смотрю фильмы. О путешествиях на пенсии я не мечтала. Я в свое время почти весь свет объездила. Так что теперь никуда не хочу ехать, может быть, только на Мальдивы – меня туда приглашали, но так и не получилось там побывать».
Светлана: «Я недавно переехала в новую квартиру и навожу там уют: шью занавесочки, шторы, декоративные подушечки. А сейчас свет отключили, так я вышла в парк погулять: котиков покормила, на уточек посмотрела. В молодости я мечтала, что на пенсии поеду за границу, на какой-то курорт, на Куяльник или еще куда-то. Всю жизнь я была в работе, никуда не ездила, а вышла на пенсию – теперь уже никуда и не поедешь».
Раиса: «Я одинокая, мужа похоронила, сижу дома одна, кроссворды разгадываю и телевизор смотрю. А еще каждый вечер гуляю с соседкой, по два часа. Раньше я мечтала попутешествовать на пенсии, куда-то съездить, но сейчас за границу вообще не хочу. У меня муж был военный, мы жили в Чехословакии 5 лет – ничего хорошего за границей нет».
Татьяна: «Я на пенсии не скучаю. Я рисую картины маслом, очень люблю рисовать цветы в вазах. Еще выполняю домашние дела, в церковь хожу в субботу, воскресенье и по праздникам. У меня есть приятельница, которая до сих пор болеет после ковида, я с ней прогуливаюсь. Теперь, когда я на пенсии, я занимаюсь тем, что мне нравится: помогаю нуждающимся, гуляю на море или в парке, у меня есть церковь, которую я люблю».
Агриппина: «У меня очень мало свободного времени. Я работаю, у меня есть дед, собака, за ними тоже нужно ухаживать. Когда-то я шила, а сейчас уже и руки не те, и глаза не те. Сейчас, если и шью, то это какие-то переделки, что-то подшить себе, детям. Еще люблю заниматься землей, огородом, у меня дача в Арцизе была. А вообще я прожила тяжелую жизнь – нас было 6 детей в семье, жили мы небогато, я все время работала, в 40 лет осталась вдовой, сама поднимала двоих детей. Так что мечтать о пенсии мне было некогда. О путешествиях я не думала, да и путешествия – это не мое, меня укачивает, я тяжело очень дорогу переношу».
Держаться за жизнь! Как пенсионеры преодолевают стресс из-за военных действий – видеоопрос
Унижение или помощь? Как сегодня выживают украинские пенсионеры – видеоопрос