Четверг, 2 мая, 2024
ГлавнаяПенсионное делоПочему Пенсионный фонд молчит и не отвечает на письма с вопросами

Почему Пенсионный фонд молчит и не отвечает на письма с вопросами

В редакцию пришло письмо от Ангелины Ивановны, которая проживает в Стрыйском районе Львовской области. По словам нашей читательницы, Пенсионный фонд не дает ответа на ее вопросы, хотя она написала уже не одно заявление.

Попасть в отделение Пенсионного фонда, расположенного в 15 километрах от нее, по состоянию здоровья уже очень сложно. А письма пенсионерки словно игнорируются. Что делать?

Замкнутый круг

Из документов, приложенных к письму, мы выяснили такую вещь. Пенсионерка написала несколько писем в местный Пенсионный фонд, а также в главное управление ПФУ во Львовской области. Но ответа на свои вопросы не получила. Дело в том, что, согласно материалам пенсионного дела, она зарегистрирована в одном городе, а фактически проживает в другом селе того же Стрыйского района.

При таких обстоятельствах ответы по существу поставленных вопросов приходят ей на старый адрес, где она фактически не проживает. В Пенсионном фонде объясняют, что женщина должна обратиться к ним лично и обновить данные относительно места жительства. А отсылать сведения о ее пенсии на новый адрес не могут, поскольку это конфиденциальная информация. Здесь работники ПФУ ссылаются на Закон «Об информации».

Получается какой-то замкнутый круг, потому что и приехать женщина в отделение не может, и на письменные обращения ответов не получает (справедливости ради отметим, что в одном из писем ПФУ, присланном на новый адрес женщины,

Как оформлять обращение в ПФУ?

По нашему мнению, такой подход со стороны конкретных управлений Пенсионного фонда устарел и слишком бюрократичен. В этом вопросе прежде всего следует руководствоваться требованиями Закона «Об обращениях граждан».

Там отмечено, что письменное обращение может отправляться по почте. В обращении должны быть указаны фамилия, имя, отчество, место жительства, изложена суть поднятого вопроса. Письменное обращение должно быть подписано заявителем с указанием даты.

Вроде бы все по закону, но…

Обращение, оформленное без соблюдения указанных требований, возвращается заявителю с разъяснениями. Таким образом, Ангелина Ивановна получила письмо от ПФУ, где фактически отмечено, что они не могут дать ей ответ, и приводят разъяснения, почему так происходит.

Но нам кажется, что в этом случае должностные лица ПФУ нарушают требования Закона Украины «Об обращениях граждан», ведь заявления, которые женщина направила в соответствующие органы, полностью отвечают требованиям указанного закона.

Одно дело – Закон «Об обращениях граждан», другое дело – Закон «Об информации» и совсем другое – обновление данных о местах проживания. Это разные вещи, которые, по нашему мнению, стоит разделить. Не следует лишать человека права на обращение по одному закону, если, по мнению чиновников, что-то не совпадает с другим законом.

К тому же в последние годы Пенсионный фонд отмечает экстерриториальный принцип обслуживания граждан. То есть заявление о назначении или перерасчете пенсии можно подать в любой сервисный центр выбранного управления Пенсионного фонда независимо от того, где проживает лицо или состоит на учете.

Что делать, если Пенсионный фонд не реагирует на заявление?

В действительности вариантов может быть несколько. Личный визит в управление ПФУ мы в данном случае принципиально не рассматриваем. Вместо этого можно, например, отправить жалобу на адрес Пенсионного фонда Украины:

город Киев, Печерский район, улица Бастионная, 9.

Также можно заручиться поддержкой более молодых родственников или знакомых, которые помогут отправить в Пенсионный фонд не бумажное, а электронное письмо на электронную почту: [email protected]. В этом письме должно быть указано, на какой адрес электронной почты необходимо отправить ответ. Здесь уже точно не будет вопроса к фактическому месту жительства.

В идеале можно зарегистрироваться на портале электронных услуг Пенсионного фонда. Там и электронное обращение легче отправить, и вообще можно увидеть всю информацию о своей пенсии, в том числе, как подсчитан стаж и как начислены все имеющиеся надбавки. Также дистанционно на этом портале можно вносить изменения в свои персональные данные. В этом смысле электронные технологии очень удобны. Другое дело, что не каждый может в них разобраться и не каждый имеет техническую возможность это делать, особенно если человек преклонного возраста живет в отдаленном селе.

Есть также различные «горячие линии». Например, в некоторых случаях можно получить письменный ответ по итогам телефонного звонка на правительственную «горячую линию» (1545) или в контакт-центр ПФУ (0800-503-753).

С одной стороны, подобные, действительно мелкие, вопросы можно легко решить на местном уровне, с другой стороны, иногда ничего не сдвинется с места, пока человек не начинает жаловаться в высшие инстанции. Очень часто такой инстанцией становится наша редакция, хотя мы ограничены в своих полномочиях и можем лишь дать тот или иной совет.

***

В своем письме в редакцию Ангелина Ивановна задает и несколько вопросов относительно начисления ее пенсии. Еще раз подчеркиваем, что всех обстоятельств дела мы не знаем, поэтому можем ответить на некоторые вопросы только в общих чертах.

О начислении стажа

«Почему Пенсионный фонд не вносит в стаж 2011-2012 годы. В то время я занималась предпринимательской деятельностью и квитанции об уплате страховых взносов в Пенсионный фонд подавала уже давно»

В соответствии с действующим законодательством страховой стаж – это период, за который ежемесячно уплачены страховые взносы в сумме не меньше минимального страхового взноса. Если сумма уплаченных за соответствующий месяц взносов меньше минимального страхового взноса, этот период засчитывается в страховой стаж как полный месяц при условии осуществления соответствующей доплаты. Последний пункт рассчитан прежде всего на предпринимателей, которые из-за разных налоговых нюансов не всегда осуществляли уплату минимального пенсионного взноса.

Мы не знаем, полностью ли была соблюдена процедура оплаты вами взносов в Пенсионный фонд за 2011-2012 годы и получили ли должностные лица необходимую отчетность за это время. Но если страховые взносы за соответствующий период уплачены в полном объеме, то, безусловно, стаж должен быть засчитан.

О надбавках к пенсии

Во-вторых, женщину интересует, на какие надбавки она имеет право.

«У меня 39 лет стажа, есть статус ребенка войны и особые заслуги перед Украиной (имею пятерых детей). Когда мне исполнилось 80 лет в 2022 году, пенсия не выросла»

  • НАДБАВКА ЗА СТАЖ. Поскольку вы вышли на пенсию до 1 октября 2011 года (до реформы), то при наличии 39 лет стажа вам должна быть установлена доплата за 19 лет сверхнормативного стажа. Это может быть 19% от основного размера пенсии, но не более 19% от прожиточного минимума. В 2023 году такой прожиточный минимум составлял 2093 гривни, а в 2024 году – 2361 гривню.
  • НАДБАВКА ДЕТЯМ ВОЙНЫ. За свой статус дети войны получают к пенсии только 66,43 гривни, что предусмотрено постановлением Кабинета Министров №1381 от 28 декабря 2011 года (с изменениями).
  • НАДБАВКА ЗА ОСОБЫЕ УСЛУГИ. Матери, родившие 5 детей и воспитавшие их до шестилетнего возраста, имеют право на доплату к пенсии в размере 35% указанного выше прожиточного минимума.
  • НАДБАВКА ЗА ВОЗРАСТ. Известно, что лица, которым исполнилось 80 лет, претендуют на доплату к пенсии в размере 570 гривен. Но по факту после достижения такого возраста пенсия растет всего на 114 гривен: вместо надбавки в размере 456 гривен для лиц в возрасте 75-79 лет, устанавливается надбавка в размере 570 гривен. Такие случаи мы уже разбирали.

ВЫВОД. Мы не знаем точно, как посчитан основной размер пенсии и все ее составляющие, но надеемся, что все эти надбавки по умолчанию к пенсии установлены. По словам Ангелины Ивановны, размер ее пенсии составляет 3850 гривен. Это значит, что основная пенсия, которая зависит от стажа и зарплаты, достаточно маленькая. Поэтому, несмотря на различные надбавки и заслуги, общий размер пенсии со всеми доплатами также относительно невелик.

Новое на сайте

купить ноутбук Одесса, цены в Украине