Мы продолжаем рубрику «Известные люди на монетах», где знакомим вас с отчеканенными в металле знаменитыми людьми, вошедшими в историю Украины.
- Известные люди на монетах: Иван Кожедуб — 64 победы в воздухе.
- Известные люди на монетах: Леонид Глебов — выдающийся украинский баснописец.
- Известные люди на монетах: Василий Сухомлинский сердце свое отдал детям.
Жена стучала в «органы»
Родился Петр Григоренко в 1907 году в Запорожской области. Трудовую жизнь начал рано: слесарь, кочегар, сцепщик вагонов в депо Юзовки. С 1931-го по 1934 год учился в московской военно-технической академии.
За отличные успехи его оставили в адъюнктуре академии, но он дошел до замнаркома обороны Тухачевского с требованием: обязан отслужить в армии. И был назначен начштаба саперного батальона. В 1937—1939 годах — учеба в академии Генштаба. В 1938 году «прорвался» к генпрокурору Вышинскому с требованием освободить незаконно арестованного брата Ивана. И НКВД брата освободил.
Показательный факт: у Петра Григорьевича с братом до этого инцидента была переписка по договоренности сокращенными словами. Ее подсмотрела жена Петра, решила, что это какой-то код, и настучала в органы. Последовал развод.
Военные пути-дороги
Вторую мировую Григоренко прошел, начав с Халхин-Гола в Монголии и закончив после тяжелого ранения в Карпатах. Что интересно, военные пути-дороги как-то свели полковника Петра Григоренко и полковника Леонида Брежнева – «судью» и палача Петра Григоренко.
От генерал-майора до пациента психбольницы
В период с 1945-го по 1961 год Григоренко стал доктором военных наук, преподавал в москве, в военной академии. Генерал-майор, автор 83 научных работ по военной тематике.
Осенью 1961 года на районной партконференции он выступил с жестким требованием отмены высоких окладов партноменклатуры. Тогда ходила шутка, что партийные деятели живут своим отдельным мирком, а точнее — райком. За такую смуту Григоренко уволили из академии и сослали в Дальневосточный военный округ. Через год он создал подпольную организацию. Были растиражированы листовки, где жестко критиковал политику Хрущева. Кара не заставила себя долго ждать: в начале 1964 года он был задержан. А весной 1964 года судебно-психиатрическая экспертиза признала его неподсудным. Лечение — принудительное, в психбольнице. Разжалован в рядовые, лишен наград и пенсии. Через год, когда «слетел» Хрущев, Григоренко тут же «выздоровел».
«Выздоровление» и снова психбольница
Документ на его освобождение подписывал Брежнев. Узнав, что бывший генерал уже на свободе, вздохнул: жаль, что поторопились. Как в воду глядел Ильич: весной 1966 года Григоренко вошел в круг диссидентов, включился в борьбу крымских татар за возвращение на историческую родину. В мае 1968 года он участвовал в их демонстрации перед зданием ЦК КПСС и потребовал, чтобы его арестовали вместе с другими участниками. В 1968-м активно поддержал «Пражскую весну»,требовал вывода советских войск из ЧССР. В мае 1969-го в Ташкенте его поместили в СИЗО КГБ. Голодал до конца июня, его насильно кормили и избивали. Тамошняя судебно-психиатрическая экспертиза признала его подсудным, но это не устроило власти. Григоренко этапировали в Москву и начали принудительно «лечить» в специализированной психбольнице Калининградской области.
Генеральское звание вернули после смерти
Цивилизованный мир встал на дыбы: осенью 1969 года в Москве скандинавские студенты приковали себя к ограждению возле ГУМа и требовали свободу для Григоренко. Вскоре в Москве и Ленинграде прошли акции протеста итальянских, бельгийских и норвежских правозащитников. В его защиту выступил академик Сахаров. Англичане сняли фильм по сборнику трудов Григоренко «Мысли душевнобольного». И свершилось. Осенью 1973 года его перевели в обычную психбольницу, а летом 1974-го, к визиту в москву президента США Никсона, суд решил прекратить принудительное «лечение» Григоренко.
В 1977 году для лечения Григоренко вынужден был выехать в США. Здесь он прожил до самой смерти в 1987 году, стал членом украинской общины. Похоронен в Нью-Йорке. Указом Президента Кучмы в 1997 году Петру Григоренко возвращены генеральское звание и награды, аннулированы все диагнозы карательной советской психиатрии.
Валерий Боянжу, Херсон-Одесса