Суббота, 20 апреля, 2024
ГлавнаяОбществоЕсть ли лекарство от старости? И как продлить жизнь?

Есть ли лекарство от старости? И как продлить жизнь?

Недавно японский ученый Ёсинори Осуми получил Нобелевскую премию в области медицины за открытие, которое поможет избавиться от заболеваний и продлит жизнь.

В чем суть этого открытия?

Клетки «ремонтируют» себя сами

Профессор Ёсинори Осуми открыл механизм одного из важнейших физиологических процессов — аутофагии — еще в 2016 году. Этот процесс заложен в нас самой природой и ученый убежден, что он является одним из механизмов противодействия старению. Более того, в нашем организме есть 15 генов, которые отвечают за этот процесс.

В переводе с греческого «аутофагия» означает «поедание себя». Ученые давно пытались понять, как именно работает этот внутриклеточный механизм, и наконец им это удалось. По сути, это процесс переработки отживших свое и поврежденных частей клетки.

Происходит это следующим образом. Если в клетке обнаруживаются поврежденные компоненты, они попадают внутрь лизосомы (своеобразный пузырек внутри клетки), которая содержит ферменты для расщепления белков и жиров. После переработки из этих компонентов получается новый строительный материал, который клетка может использовать для «ремонта».  И хотя процесс этот хорошо отлажен, иногда он дает сбой. В таком случае у человека начинаются проблемы со здоровьем — возникают онкологические заболевания, а также болезнь Паркинсона.

Аутофагия «работает», когда дефекты, возникающие в клетке, организм может быстро устранить. Однако если клетка слишком повреждена, инфицирована или мутировала, организм запускает программу ее самоуничтожения. Клетка распадается на отдельные «запчасти», и их уничтожают макрофаги — своеобразные клетки-мусорщики. Но с течением времени организм человека изнашивается, процесс аутофагии слабеет, и клеткам все труднее  «ремонтировать» себя. Поэтому чем старше становится человек, тем чаще его организм запускает программу самоуничтожения клеток.

Человек должен жить 120 лет

Сейчас многие зарубежные исследователи активно работают в сфере создания лекарств, помогающих клеткам возобновлять или усиливать аутофагию, чтобы справиться с болезнями. Они считают, что изучение механизмов аутофагии может обеспечить человеку полное обновление организма, а следовательно, и очень высокую продолжительность жизни. Однако не все ученые с этим согласны.

Дело в том, что клетки имеют определенное время жизни и бесконечно обновляться не могут. Тем более, что процесс старения связан в том числе и с другими особенностями человеческого организма. Например, на концах наших хромосом есть особые участки ДНК — теломеры, которые выполняют защитную функцию. После каждого деления теломеры укорачиваются, и это является одной из важнейших причин биологического старения. Происходит это очень медленно, однако наступает момент, когда теломеры исчезают совсем. После этого замедляется процесс аутофагии, и клетки все чаще запускают процесс самоуничтожения. Ученые считают, что это должно происходить не раньше, чем человек достигнет 120-летнего возраста. Однако на деле это происходит гораздо раньше, и причины этого хорошо известны — некачественная еда, загрязненный воздух и многие другие факторы, влияющие на наш организм.

Долгожители легендарные и настоящие

По легенде, китайский врач и торговец лекарственными травами Ли Цинъюнь прожил 256 лет  и умер в 1933 году. Согласно утверждениям историков, такой человек действительно существовал, однако продолжительность его жизни вызывает большие сомнения. На сегодняшний день самой старой жительницей планеты в ее истории была признана француженка Жанна Кальман, которая в 1997 году умерла в возрасте 122 лет. Даты ее рождения и смерти подтверждены документами.

На продолжительность жизни влияют вредные привычки

Американские ученые проанализировали причины невысокой продолжительности жизни людей. Исследования они проводили более чем в ста странах мира. Как оказалось, почти три четверти всех умерших стали жертвами собственных вредных привычек. Самой опасной из них названо курение, которое вызывает заболевания сердечно-сосудистой системы, онкологические проблемы и диабет. На втором месте находится невоздержанность и неразборчивость в еде. Лишний вес становится причиной гипертонии, атеросклероза, заболеваний печени и почек.

Напомним, ранее опубликовано: Три вопроса о прививках. Актуально!