Делают они это мастерски и на профессиональном уровне, учитывая глубокие психологические мименты. Как не попасть на удочку аферистов?
Старые купюры менять не надо
С 1 января НБУ проводит постепенное изъятие старых купюр номиналом 5, 10, 20 и 100 гривен.
В то же время расплачиваться этими банкнотами можно будет по-прежнему. Обменивать их специально не требуется.
Вместе с тем, существует опасность, что заменой купюр могут воспользоваться мошенники. К примеру, представиться сотрудниками собеса и рассказать, что в связи с финансово-экономической реформой необходимо срочно поменять старые банкноты на новые. А для этого попросят передать им все имеющиеся у вас деньги.
Такая афера рассчитана именно на пожилых людей. Ведь они привыкли доверять сотрудникам социальных служб и других официальных организаций. К тому же, обманщики могут предъявить фальшивые документы.
Если вам сделают такое предложение – обязательно сообщите близким. Да и вообще — ни в коем случае не пускайте в квартиру незнакомых людей.
Ищите близких с помощью полиции
Во время войны множество людей разыскивают своих пропавших без вести близких. А аферисты не стесняются пользоваться трагической ситуацией. Они выискивают объявления о поиске пропавших и связываются с их авторами. Говорят, что якобы знают, где именно находится разыскиваемый человек, а за информацию о нем просят вознаграждение.
Чтобы не стать жертвой мошенников, разыскивать пропавших нужно только с помощью официальных организаций.
Если же вам позвонили неизвестные и требуют деньги за сведения о пропавшем, ни в коем случае не ведитесь на это. Не общайтесь с аферистами в одиночку. Обратитесь в полицию или в Центр противодействия дезинформации.
Не сообщайте данные банковской карты
Наживаются мошенники и на предоставлении денежной помощи. Аферисты публикуют в социальных сетях либо присылают в виде СМС-сообщения предложения получить социальные выплаты от Красного Креста, ООН или госучреждений. В таких сообщениях есть ссылки на подставные сайты какого-либо банка либо благотворительного учреждения. При переходе на такие сайты мошенники могут получить данные вашей банковской карты или номер телефона и пароль. А затем — зайти в настоящий интернет-банк и вывести все деньги.
Обязательно проверяйте адреса сайтов, где вы собираетесь вводить данные своей карты. Обычно мошенники рассчитывают на нашу невнимательность. Поэтому создают фальшивые сайты, отличающиеся одной буквой. Например: настоящий сайт: privat24.ua; фальшивый сайт: privvat24.ua.
И помните: никому нельзя сообщать код CCV (три цифры на обороте карте). Иначе мошенники могут рассчитаться картой в Интернете.
Стабильную мобильную связь не продают
Зачастую из-за частых отключений электроэнергии сигнал мобильной связи ослаблен либо вовсе исчезает. И даже этой ситуацией поспешили воспользоваться мошенники. Аферисты, представляясь сотрудниками мобильной компании, заверяют легковерного абонента, что его можно «переключить на другую вышку». И уверяют, что даже во время отключений электричества мобильная связь у клиента будет.
Мошенники присылают на телефон абоненту код, цифры которого просят назвать, после чего получают доступ к мобильным приложениям банков и социальных сетей.
Ни в коем случае не передавайте личные данные и коды подтверждений подозрительным лицам – призывают в Центре противодействия дезинформации.
Если же с мобильной связью возникли проблемы, обращаться за помощью следует только на «горячие линии» своих операторов: «Киевстар» — 466, «Водафон» – 111, «Лайфсел» – 5433.
Пять советов психологов
Чтобы распознать афериста, психологи советуют обращать внимание на такие моменты.
1. НА ВАС ВЫХОДЯТ САМИ. Звонок, СМС-сообщение, электронное письмо или ссылка в мессенджере. Помните о том, что инициатору контакта что-то от вас нужно.
2. С ВАМИ ГОВОРЯТ О ДЕНЬГАХ. Схемы обмана почти всегда связаны с финансами. Легенды могут быть какими угодно, но речь будет идти о деньгах, которые вы можете потерять.
3. ВАС ПРОСЯТ СООБЩИТЬ ДАННЫЕ. Данные вашей банковской карты, логины и пароли к личному кабинету на сайте банка или к мобильному приложению — это конфиденциальная информация.
Настоящий сотрудник банка никогда не спросит секретные реквизиты карты, ПИН-коды и пароли. Если о них спрашивают — значит вас пытаются обмануть.
4. ВАС ВЫВОДЯТ ИЗ РАВНОВЕСИЯ. Мошенники стремятся вызвать у вас сильные эмоции — напугать или обрадовать: к примеру, сообщают о проблеме с родственником или сообщают о выигрыше. Так они сбивают с толку и притупляют бдительность потенциальной жертвы. Сохраняйте спокойствие и не спешите следовать чужим инструкциям.
5. НА ВАС ДАВЯТ. Мошенники всегда торопят, чтобы не дать вам времени обдумать ситуацию. Ситуация, в которой вам не дают права выбора и заставляют немедленно действовать, подозрительна. Если чувствуете психологический дискомфорт, лучше сразу же прекращайте общение.