Именно поэтому с 1 апреля 2017 года в Украине работает правительственная программа «Доступные лекарства», перечень медпрепаратов по которой ежегодно расширяется.
Как получить бесплатные лекарства?
С 1 апреля 2019 года лекарство по программе «Доступные лекарства» можно получить только по электронному рецепту, выписанному семейными врачами, терапевтами и педиатрами через электронную систему здравоохранения.
Шаг 1. Пациент записывается и приходит на прием к семейному врачу, терапевту или педиатру, с которым у него подписана декларация. Важно! Пациент должен обратиться к своему врачу. Если вы еще не подписали декларацию, это следует сделать. Без декларации воспользоваться программой «Доступные лекарства» будет невозможно. При этом при наличии хронического или затяжного заболевания или необходимости продолжения лечения по предварительно установленному диагнозу и схеме лечения при обращении пациента средствами телекоммуникационной связи (телефон, электронная почта, мессенджеры — в зависимости от того, какой способ связи с врачом согласован) врач имеет право выписать рецепт без проведения личного приема такого пациента.
Шаг 2. Врач проводит прием и выписывает э-рецепт.
Шаг 3. При выписке электронного рецепта врач вместе с пациентом должны проверить, актуален ли номер мобильного телефона, указанный в декларации, и принадлежит пациенту. Врач должен назвать код мобильного оператора и последние цифры номера. В случае, если номер телефона не принадлежит пациенту или у пациента изменился номер телефона, информацию об этом нужно обновить.
Шаг 4. После проверки телефонного номера врач выписывает э-рецепт в электронной системе здравоохранения.
Шаг 5. На мобильный телефон пациента приходит СМС с уникальным номером рецепта и кодом подтверждения для получения лекарства в аптеке. Содержание СМС: «Ваш рецепт: ХХХХ-ХХХХ-ХХХХ-ХХХХ. Код подтверждения: ХХХХ». Пациентам, которые не пользуются телефоном, а их декларация заключена без телефона, врач выпишет э-рецепт и сразу напечатает его пациенту в виде информационной памятки. Она содержит номер рецепта и код подтверждения, а также информацию о выписанном лекарстве и способе его применения. Пациентам, которым пришло СМС на телефон, по их просьбе врач также может напечатать этот рецепт в виде информационной памятки.
Шаг 6. Пациент идет в любую удобную для него аптеку, участвующую в программе «Доступные лекарства». Список таких аптек есть на сайте НСЗУ https://bit.ly/3eKd86S
Шаг 7. В аптеке пациент уведомляет работника аптеки 16-значный номер рецепта любым доступным путем: диктует устно, предоставляет напечатанную информационную памятку или записку с выписанным на нее номером рецепта, показывает включенный экран своего телефона с открытым СМС и т.д.
Шаг 8. Фармацевт предлагает пациенту имеющиеся лекарственные средства по выбору – сначала безвозмездные, а затем с доплатой.
Шаг 9. Далее пациенту следует убедиться: есть ли в наличии именно то торговое наименование лекарственного средства и производства, которое желает получить пациент? Количество лекарственного средства предложено в полном объеме? Будет ли доплата за выбранное лекарственное средство и в каком размере? Если да, согласен ли пациент доплачивать такую сумму? Важно! Если ответ на один или несколько приведенных выше вопросов «нет», то пациент не должен называть или показывать фармацевту 4-значный код подтверждения.
Шаг 10. В случае, если пациента все устраивает, он называет код подтверждения, если необходимо, производит доплату, а фармацевтический работник накладывает электронную подпись. Все, рецепт погашен. После этого пациент получает назначенное лекарство. Если в данной аптеке нет именно того лекарственного средства, которое желает получить пациент, он не называет код подтверждения рецепта и имеет возможность обратиться в другую аптеку. Или заказать лекарственное средство, которое отсутствует в аптеке в момент обращения пациента.
Читайте также: