Суббота, 18 сентября, 2021
ГлавнаяПенсионное делоО повышении пенсии военнослужащим

О повышении пенсии военнослужащим

Кабмин принял Постановление «О дополнительной социальной защите отдельных категорий лиц» №713. Постановление касается перерасчета пенсий военнослужащим.

Напомним, что пенсии повышаются задним числом – с 1 июля. Максимальный размер доплат составит 2000 гривен, но прибавку получат не все. Вот об этом стоит рассказать подробнее.

Какой минимум должны платить?

 

В Постановлении №713 всего три основных пункта.

  1. Всем, кому пенсия назначена до 1 марта 2018 года, устанавливается ежемесячная доплата в сумме 2000 гривен. Это же касается лиц, которым пенсия назначена после указанной даты, но с учетом денежного обеспечения, которое действовало по состоянию на 1 марта 2018 года.

Могут быть случаи, когда пенсия назначена до 1 марта 2018 года, однако после указанной даты ее по какой-либо причине пересчитывали. Если пенсия после такого перерасчета выросла менее чем на 2000 гривен, то к ней тоже устанавливается доплата в сумме, которой не хватает до указанного размера.

  1. Общий размер пенсии, назначенной в соответствии с Законом Украины «О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы, и некоторых других лиц», теперь не может быть ниже 3584 гривен.

Выглядит это так, что к минимальной пенсии, установленной на 1 июля в размере 1854 гривен, просто добавили 2000 гривен. А саму сумму в размере 2000 гривен, очевидно, взяли с потолка. Но для тех военных, которые получали минималку, это, конечно, существенная прибавка.

  1. Повышается минимальная пенсия для участников боевых действий. Раньше общий размер пенсии со всеми надбавками у такой категории граждан не мог быть ниже 165% прожиточного минимума, что на 1 июля составило бы 3059,10 гривни (1854 грн. х 165%). Теперь размер такой пенсии будет составлять не менее 210% прожиточного минимума, то есть 3893,40 гривни (1854 грн. х 210%). Прирост составляет 834,30 гривни (в данном случае было внесено изменение в Постановление Кабинета Министров «Об установлении ежемесячной государственной адресной помощи к пенсии лицам с инвалидностью вследствие войны и участникам боевых действий» № 656 от 28 июля 2010 г.).

Что этому предшествовало? Согласно Закону «О пенсионном обеспечении лиц, уволенных с военной службы, и некоторых других лиц», размер пенсии силовиков зависит прежде всего от размера денежного обеспечения. Более того, все пенсии, назначенные по этому закону, подлежат перерасчету в связи с повышением денежного обеспечения действующих военнослужащих. Казалось бы, нужно просто выполнять закон. Но у нас в государстве это работает далеко не всегда. Данный закон в этом смысле работает только тогда, когда решение о повышении окладов военнослужащим принимается Кабинетом Министров. Так было, например, в 2018 году. И то перерасчет сделали с серьезным опозданием, и потом еще несколько лет задним числом выплачивали долг по указанному повышению.

По следам перерасчета пенсий 2018 года

Напомним, что в марте 2018 года силовикам начали делать перерасчеты пенсий на основании Постановления Кабинета Министров «О перерасчете пенсий лицам, уволенным с военной службы, и некоторым другим категориям лиц» №103 от 21 февраля 2018 года. А это постановление в свою очередь было принято на основании более ранних решений правительства: №704 от 30 августа 2017 года («О денежном обеспечении военнослужащих, лиц рядового и начальствующего состава и некоторых других лиц») и №988  от 11 ноября 2015 года («О денежном довольствии полицейских Национальной полиции»). Как видим, оклады полицейским повысили фактически с 2016 года, а решение о перерасчете пенсий, назначенных по линии МВД, приняли только в 2018 году. Выплату соответствующих задолженностей растянули на несколько лет. Период выплаты этих задолженностей как раз истек. Несколько лет бывшие работники органов внутренних дел ежемесячно получали вместе с текущей пенсией сумму задолженности за прошлое время, разбитую на несколько лет. Теперь пенсию должны были выплачивать в чистом виде, уже без задолженности. Но силовики привыкли ежемесячно получать конкретную сумму, в которую входили пенсия за конкретный месяц и часть доплаты за предыдущий период. Когда выплата задолженности закончилась, то фактически такие пенсионеры должны были ощутить уменьшение уже привычных выплат. Принятие Кабинетом Министров постановления от 14 июля связано отчасти с тем, чтобы не вызывать соответствующего недовольства. И в принципе решение правительства о повышении пенсий с 1 июля было принято во многом под давлением военных пенсионеров, которые часто и активно митинговали по этому поводу. «Бастовали» они под Верховной Радой и непосредственно 14 июля, в день принятия соответствующего постановления. Хотя решение о перерасчете военных пенсий накануне уже несколько раз анонсировали, о чем успели заявить и президент, и премьер-министр. Тем не менее силовики все равно будто по инерции вышли в этот день на протест. Или же кто-то подтолкнул их снова выйти на протест, преследуя свои политические цели.

Точечные изменения проблему не решат

Суть же всего произошедшего заключается в том, что, несмотря на перерасчет военных пенсий в 2018 году, диспропорция при назначении старых и новых пенсий осталась. Те, кто уходит на пенсию сейчас, получают ее в более высоком размере по сравнению с теми, кто ушел на пенсию в предыдущие годы. У «новых» пенсионеров оклады все равно выше, чем у «старых». Просто увеличение денежного обеспечения действующих военнослужащих производится не на основании решений Кабмина, а на основании решений других органов, например, Министерства обороны или Генерального штаба. Естественно, такие указы влияют на оклады тех, кто выходит на пенсию сейчас. А лица, вышедшие на пенсию давно, остаются за бортом, хотя у них могут быть и выслуги больше, и звание выше. Кроме того, пенсии военнослужащих уже давно не подлежат индексации, которую обещают возобновить со следующего года. Потому в правительстве и решили немного выровнять ситуацию, подтянув размеры давно назначенных пенсий. С одной стороны, добавить к пенсии сразу 2000 гривен – это беспрецедентное повышение. С другой стороны, вопросов остается масса. Несправедливость в расчетах все равно остается. Вместо комплексных и продуманных изменений в законодательстве мы снова получаем точечные временные изменения в ручном режиме.

 Сергей Коробкин, независимый консультант

Новое на сайте