Четверг, 2 мая, 2024
ГлавнаяНовое в законодательствеУкраинских автомобилистов ждут новые правила – как изменится обязательная автостраховка

Украинских автомобилистов ждут новые правила – как изменится обязательная автостраховка

На рынке автострахования Украины могут введены новые правила, максимально приближенные к европейским. Многие нормы, вошедшие в подготовленный для рассмотрения законопроект, достаточно прогрессивны, однако есть и те, которые вызывают вопросы автомобилистов.

В Верховной Раде принят в первом чтении законопроект №8300 об обязательном страховании гражданско-правовой ответственности (ОСГПО). Теперь законопроект готовят для рассмотрения ко второму чтению. Ожидается, что в ближайшее время документ будет принят и вступит в силу с 1 января 2025 года.

Принятие нового закона об автостраховании его авторы обосновывают необходимостью адаптации украинского законодательства к европейскому согласно соглашению об ассоциации с ЕС. 

Ранее мы рассказывали про длительность отпуска и другие изменения в Трудовом кодексе.

Законопроект предусматривает значительное увеличение максимальных размеров страховых выплат. Основные изменения:

  • вред, причиненный жизни и здоровью пострадавших в ДТП может быть оценен вместо 320 тыс грн на одного потерпевшего до 1,25 млн грн, независимо от количества потерпевших, но не более 20 млн грн на один страховой случай; 
  • за ущерб, причиненный имуществу потерпевших в ДТП предусматривается компенсация вместо 160 тыс грн до 2,5 млн на один страховой случай, независимо от количества пострадавших.

Компенсация независимо от возраста автомобиля

Еще одно новшество законопроекта касается определения размеров выплат при повреждении автомобилей. Сейчас размер причиненного ущерба определяется с учетом износа автомобиля, если он старше 5-7 лет. То есть для более старых машин размер ущерба оценивается меньшей суммой, чем для новых машин. Но если автомобиль поврежден при ДТП, то запчасти будут стоить одинаково для машин,независимо от их года выпуска.

“Отказ от расчета компенсации в соответствии с износом является революционным изменением концепции страхования гражданской ответственности”, – объяснил изданию  “Апостроф” генеральный директор ассоциации “Страховой бизнес” Вячеслав Черняховский. “Сейчас у нас нередки случаи, когда ремонт пострадавшего в ДТП автомобиля стоит, например, 120 тысяч гривен, а страховая компания на законных основаниях выплачивает его владельцу 80 тысяч, потому что автомобиль старый. Переход на компенсацию без учета износа позволит убрать такие ситуации и обеспечить полное восстановление автомобиля независимо от того, каков его возраст”.

Выплата страховки без франшиз

Новый законопроект отакже предусматривает отмену франшизы – суммы, на которую уменьшается размер страхового возмещения.

“Сейчас она составляет обычно 2% от максимальной страховой суммы , – отметил Черняховский.”Если она составляет 160 тысяч гривен, то франшиза может достигать 3200 гривен. Эта сумма вычитается из суммы возмещения, подлежащей выплате. А если ущерб меньше этой суммы, то он вообще не компенсируется” .

Страховые компании, как правило, предлагают автовладельцам по выбору страховку с франшизой или без нее, но по меньшей стоимости. 

Прямое урегулирование страховых случаев

Еще одно положение законопроекта обязывает страховые компании ввести прямое урегулирование страховых случаев.

“Допустим, житель Киева попал в ДТП, виновником которого стал житель Одессы. Тогда для получения возмещения ему приходится сталкиваться с одесской компанией, в которой застрахован автомобиль виновника. Это довольно неудобный и длительный процесс. Прямое урегулирование предполагает, что пострадавший в ДТП обращается не к страховщику виновника, а к своему собственному. Эта компания обеспечит ремонт автомобиля и сама решит вопрос компенсации своих расходов с компанией виновника”, – рассказал эксперт.

Прямое урегулирование является очень удобным сервисом для автомобилистов и существует в большинстве европейских стран. 

Банкротство страховой компании

Еще один вопрос, в который законопроект вносит изменения — выплата компенсации компаниями, которые не выполнили своих обязательств или обанкротились. По закону их обязательства перед пострадавшими в ДТП выполняет МТСБУ, своеобразный аналог Фонда гарантирования вкладов. Страховые компании уплачивают в нее взносы, которые в случае необходимости идут на выполнения обязательств обанкротившихся участников рынка. Но на сегодняшний день людям приходится ждать выплат подолгу.

Законопроект предусматривает ускорение этого процесса. Согласно ему, МТСБУ может приступить к выполнению выплат за компанию, не ожидая ее ликвидации или признания банкротом, а уже через три месяца после того, как она потеряла лицензию или членство в Бюро.

Измена или победа? Как будет проходить воинский учет по новому закону (видео)

Новая денежная помощь: кто из украинцев получит выплаты ООН в 2024 году (видео)

Новое на сайте

купить ноутбук Одесса, цены в Украине