Вторник, 28 сентября, 2021
ГлавнаяДомашний адвокатКогда земельный пай может отойти громаде

Когда земельный пай может отойти громаде

Мы много и часто пишем о правовых нормах в сфере земельного законодательства. За всеми нововведениями потерялся один важный момент, на который мы решили обратить ваше внимание. Он касается тех, кто «забыл» о своих наделах.

Несколько лет назад были приняты изменения в Закон Украины «О порядке выделения в натуре (на местности) земельных участков собственникам земельных долей (паев)» 899-IV от 5 июня 2003 года. Согласно статье 13 этого закона, все владельцы или наследники паев до 1 января 2025 года должны оформить право собственности на свои участки. В противном случае земля без владельца будет считаться невостребованной. Такие участки будут признаны бесхозными и переданы в коммунальную собственность территориальной громады.
Чтобы зарегистрировать право собственности на землю в Государственном реестре вещных прав на недвижимое имущество, понадобится кадастровый номер. Если его нет, собственникам поможет землеустроительная организация. За определенную плату она изготовит необходимую документацию и внесет сведения о вашем земельном участке в Государственный земельный кадастр (ГЗК). После этого вы получите выписку из ГЗК с присвоенным кадастровым номером.

Напомним, что до 2013 года право собственности на землю подтверждалось государственным актом на право собственности на земельный участок из местного органа Государственного агентства земельных ресурсов.

Куда идти и что делать?

  1. Обратиться в центр предоставления административных услуг (ЦПАУ) или к нотариусу.
    2. Оплатить административный сбор в ЦПАУ. При обращении к нотариусу придется оплатить административный сбор и, соответственно, услуги нотариуса.
    3. Собрать необходимые документы:
    — оригинал и копии паспорта и идентификационного номера;
    — квитанцию об оплате административного сбора (0,1% прожиточного минимума, установленного для трудоспособных лиц на 1 января года, в котором осуществляется регистрация права собственности; в 2021 году это 230 гривен);

— выписку из Государственного земельного кадастра;

— документ, являющийся основанием возникновения права на участок. Это может быть договор купли-продажи или дарения, свидетельство о праве на наследство, решение суда и тому подобное.
4. Предоставить перечисленные документы в ЦПАУ или нотариусу и подписать заявление о государственной регистрации права собственности.
Заявление рассматривается не более пяти рабочих дней. По истечении указанного срока, по желанию, можно будет получить распечатку из реестра на бланке формата А4, но без подписи и печати госрегистратора. Новый порядок предусматривает, что решение госрегистратора размещается на сайте Минюста и имеет такую же юридическую силу, как и бумажное подтверждение регистрации права. Закон предоставляет возможность сократить пятидневный срок до двух дней, суток или двух часов, однако сбор за регистрацию при этом увеличится.

Юристы советуют не затягивать с регистрацией права собственности в Государственном реестре вещных прав на недвижимое имущество. Это поможет избежать многих рисков, в том числе и судебных тяжб.

Кто сэкономит?

При оформлении права собственности на земельный участок, приобретенный и оформленный в установленном порядке до 1 января 2013 года, государственная регистрация проводится бесплатно (то есть без уплаты административного сбора).

 

Новое на сайте