Четверг, 18 июля, 2024
ГлавнаяПенсионное делоМаленькие пенсии планировали увеличить, однако всё пошло не так: что произошло и...

Маленькие пенсии планировали увеличить, однако всё пошло не так: что произошло и что будет

Недавно в правительстве предупредили, что будущим пенсионерам не стоит рассчитывать на большую пенсию.

Объяснили это тем, что государство не сможет обеспечить серьезных выплат из солидарной системы, а будет гарантировать только минималку. А каков размер минималки, мы все прекрасно знаем. С одной стороны, удручает, что государство оказалось в такой ситуации. С другой — чиновники начали говорить хоть какую-то правду. В этой статье мы покажем, как власть делает громкие обещания, но затягивает с их реализацией или не выполняет вообще.

Мы также рассказывали, будут ли вовремя выплачивать пенсии в 2024 году.

Поднять минималку обещают давно

В редакцию обратился наш постоянный читатель с просьбой рассказать, какова судьба законопроекта №2575*, который был зарегистрирован в Верховной Раде еще в декабре 2019 года. Главное новшество, которое предлагалось в нем, – увеличение размера минимальной пенсии по возрасту ровно в два раза. Мы решили проанализировать, почему до сих пор никак не «отвяжут» минимальную пенсию от прожиточного минимума, какие еще изменения предлагали на протяжении четырех лет, но так ничего и не приняли.

Проектов много, толку мало

Указанная выше статья гласит, что минимальная пенсия по возрасту устанавливается в размере прожиточного минимума для лиц, утративших трудоспособность. Сегодня это 2361 гривня. Есть также постановление Кабинета Министров, согласно которому любая пенсионная выплата не может быть ниже данного уровня. В принципе эта норма закреплена даже в Конституции. А если бы законопроект №2575 приняли, то сегодня минимальная пенсия по возрасту выросла бы до 4722 гривен. Но в конечном итоге документ даже не выносили на голосование.

На самом деле, множество законопроектов так и не становятся законами. Иногда это чисто популистские нормы – авторы, которые их предлагают, заведомо знают, что денег в бюджете на их реализацию нет.

О накопительной системе

Уже несколько лет ведутся разговоры о том, чтобы пенсию вообще отвязать от прожиточного минимума, но этого пока не сделано. Что уж говорить о многострадальной накопительной системе, которую нам обещают из года в год. Последняя попытка ее утвердить оказалась снова неудачной – для принятия закона 25 апреля 2024 года не хватило буквально нескольких депутатских голосов. Проект снова отправили на доработку. А про обещанную балльную систему и вовсе тишина. В недавнем интервью министр соцполитики Оксана Жолнович упомянула, что над ним продолжают работать, но без какой-либо конкретики о сроках реализации. Потому нужно всегда с осторожностью относиться к подобным инициативам и понимать, где в новостях речь идет лишь о проектах, а где — уже об утвержденных нормах.

Все понимают, но денег не хватает

Прожиточный минимум – это денежная сумма, которой должно хватить для удовлетворения потребностей первой необходимости. В частности, для покупки продуктов, непродовольственных товаров и оплаты ряда услуг. Кроме того, он должен обеспечить нормальное функционирование человека, сохранение его здоровья, социально-культурные потребности. На практике мы этого, конечно, не видим.

О необходимости что-то менять в прожиточном минимуме разговоры идут уже давно. Об этом говорила еще бывший министр соцполитики Марина Лазебная. В 2021 году она была уверена, что изменения в законодательстве вот-вот примут, а воз и ныне там. Проблема состоит в том, что к прожиточному минимуму привязано очень много выплат – около 180 законодательных актов так или иначе содержат отсылку к этому минимальному стандарту. Каждое повышение прожиточного минимума влечет за собой огромные расходы из госбюджета.

Тогда предлагалось, чтобы от прожиточного минимума зависели только пенсия и минимальная зарплата, при этом сам прожиточный минимум хотели существенно увеличить. Все остальные выплаты должны были от минималки отвязать. Но два законопроекта, направленные на это (№3515 от 20.05.2020 и №5045 от 08.02.2021), пока так и остаются на бумаге.

Минимум, на который нельзя прожить

О том, что реальный прожиточный минимум должен быть гораздо выше утвержденного, мы уже не раз писали. На этом еще вначале 2023 года акцентировал внимание замглавы комитета Верховной Рады по соцполитике Михаил Цымбалюк. По его словам, первым вызовом после войны будет установление прожиточного минимума на реальном уровне.

На самом деле финансово сейчас нет источника финансирования для того, чтобы поднять прожиточный минимум. Поэтому мы надеемся, что после нашей победы первым вызовом будет уравнивание реального прожиточного минимума с тем, который принимается во всех расчетах. Речь идет не только о социальных выплатах. Прожиточный минимум рассчитывается, исходя из различных 100 позиций выплат, штрафов, пенсий и субсидий. Поэтому это очень важная составляющая, – говорил нардеп.

Действительно, в 2023 году прожиточный минимум не повышали вообще ни для одной из категорий. А в 2024 году его увеличили почти на 13%. Как уже отмечено выше, для пенсионеров он вырос с 2093 до 2361 гривни. Но даже в самом Министерстве социальной политики признают, что реальный прожиточный минимум должен быть гораздо выше. Нынешняя глава Министерства Оксана Жолнович уже называла сумму, которая превышает 6 тысяч гривен.

Спустя два года она, по сути, повторяет слова своей предшественницы Марины Лазебной о необходимости отвязать большинство выплат от минималки, но уже в другом контексте.

Изменения обещают, но не в этом году

Так, в 2022 году было анонсировано, что скоро в Украине появится унифицировання социальная помощь. По словам Жолнович, вместо прожиточного минимума соцпомощь хотят привязать к новому показателю – базовому доходу. А прожиточный минимум при этом останется величиной для других привязок. В итоге один из вариантов законопроекта был опубликован на сайте Министерства только в сентябре 2023 года, и дело снова застопорилось. Прошло еще более полугода, и в мае 2024 года появился доработанный вариант. Теперь предполагается, что он заработает не ранее 2025 года, если его все-таки утвердят. Хотя и к самому проекту довольно много вопросов, ведь он содержит не только позитивные, но и негативные нормы, скрытые между строк.

***

Как видим, многие законодательные инициативы пока существуют только в анонсах, а к некоторым есть и немало вопросов. На практике же Кабинет Министров в ручном режиме делает какие-то точечные увеличения в обход законов. Это можно увидеть на примере установления возрастных надбавок или увеличения размера минимальной пенсии для людей с большим стажем и более старшего возраста, чтобы минимальный размер пенсии у них был хотя бы немного выше того прожиточного минимума, который установлен парламентом. То есть при большом желании что-то сделать все-таки можно, не ссылаясь при этом на то, что к прожиточному минимуму привязано слишком много других выплат.

*Законопроект «О внесении изменений в статью 28 Закона Украины «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» относительно размера минимальной пенсии по возрасту» №2575.

Новое на сайте

купить ноутбук Одесса, цены в Украине