Украина может гордиться тем, что одна из столиц юмора — это Одесса, и Юморина стала визитной карточкой города в апрельские дни, частью одесского «мифа», приобрела всеукраинскую популярность и масштаб. На веселый карнавал и праздничные гулянья приезжали заказными автобусами туристы со всей Украины.
А как быть с Юмориной во время войны?
«Мы не можем без Юморины»
Одесскую Юморину невозможно представить без международного фестиваля клоунов и мимов «Комедиада». По сути, он стал самой яркой и остроумной частью первоапрельского карнавала. И «Комедиада» фактически стала главным событием Юморины.
На фестиваль приезжали клоуны и мимы из 25 стран мира. В составе жюри были продюсеры цирка дю Солей, сын Чарли Чаплина.
Прославилась «Комедиада» не только гомерически смешными виртуозными представлениями в Доме клоунов. Каждый год 1 апреля артисты театра «Маски-шоу» устраивали на одесских улицах озорные шествия. А в финале — гала-представление, зрители которого заполняли всю площадь перед открытой сценой.
«У каждого человека, наверное, Юморина своя — в сердце, в голове, — говорит директор театра «Маски-шоу» народный артист Украины Борис Барский. — Одесса — это родина юмора, и мы не можем без Юморины. 1 апреля «Маски» выходили в город даже во время карантина: ходили по Дерибасовской, «обнимашки» делали со всеми. Обязательно выйдем и в этом году»
Во время войны Юморина неуместна
Во время войны Юморина неуместна, убежден историк, директор общественной организации «Общество и историческое наследие» Александр Бабич.
Во-первых, как любой хороший праздник, она будет стоить недешево. А у города сегодня есть более актуальные траты: начиная от турникетов и аптечек военным — заканчивая беспилотниками и реабилитацией раненых.
После войны Юморина должна возродиться
Но после войны Юморина должна возродиться. «В контексте сохранения городского мифа, имиджа Одессы — это коммерчески перспективно, — полагает Александр Бабич. — Юморина имеет уже достаточную историю. Поэтому не надо придумывать на пустом месте, что Одесса — город смеха и юмора. Вместе с тем фестиваль, безусловно, должен быть не таким, как раньше».
После войны, считает историк, есть смысл развивать в Одессе фестивальное движение. Конечно, это потребует бюджетных денег, дополнительных вливаний спонсоров, взаимодействия с отельерами. Но результат будет стоить затраченных усилий и средств. И тогда люди будут приезжать в наш город не просто к морю, но и для того, чтобы поучаствовать в фестивальных событиях. Актеры, режиссеры, художники, блогеры, гости фестивалей привезут в Одессу деньги. То есть — не купят две бутылки пива, а оставят тысячи в наших ресторанах и отелях и принесут городу доход.
«Одесса — город юмора» — это состоявшийся бренд. И Юморина не умерла, она просто замерла на время войны. А после победы — вперед, делай!