Понедельник, 6 мая, 2024
ГлавнаяДомашняя энциклопедияСимволы и образы: как «читать» иконы

Символы и образы: как «читать» иконы

Любая икона - это сложная система образов и символов. Каждая деталь, цвет, жесты персонажей имеют свой смысл и иногда скрывают за собой целую историю. В наше время не каждый верующий сможет понять, о чем рассказывает икона.

Значение имеет даже рама

Читать иконы нужно снизу вверх — от земного мира к высшему. В старых иконах свою роль играла даже рама, которая воспринималась как граница между нашим и духовным миром. Между рамой и изображением обычно проходит линия, написанная красным цветом. Такой цвет был выбран иконописцами потому, что часто переход от материального к духовному был мучительным и кровавым. Эта линия называется «лузга», она отделяет человеческий мир от мира божественного.

Какого цвета нет на иконах?

На иконе нет ничего, что было бы написано просто так — все имеет свой смысл. С древности иконописцы старались прописать фон иконы очень тщательно, чтобы указать на реальность произошедших событий. Очень часто фон икон писали золотом или белой краской. Белый цвет показывает человеку, что действие происходит в раю. Золотой цвет говорит о святости и ассоциируется с вечностью.

Красный цвет обычно используют как цвет жертвы и символ победы жизни над смертью, а красный фон всегда воспринимается как праздничный, напоминая о воскресении. Голубой или синий цвет символизируют небо и мудрость, это цвет Богоматери. Например, купола храмов Богородицы всегда окрашены в голубой цвет.

При этом есть цвет, который на иконах вы никогда не увидите, — это серый цвет. В духовном мире добро и зло никогда не смешиваются, поэтому нет и серого цвета, который представляет собой смешение белого и черного.

Что означают геометрические фигуры?

Чтобы верующим стало понятно, чем прославился тот или иной святой, их изображают с соответствующими атрибутами. Кресты в руках святых означают, что они приняли мученическую смерть. Святители и евангелисты держат в руках Евангелие, а преподобные, например, Силуан Афонский — четки или свитки с молитвой. Часто вместе со святыми изображается то, чем они прославились: Сергий Радонежский держит на ладони монастырь, основанный им, а святой Пантелеймон — лекарства.

Нередко на иконах можно увидеть геометрические фигуры, которые также имеют свой смысл. Например, квадрат или прямоугольник, на котором стоит святой, символизирует землю и означает, что действие происходит в нашем мире. Шестиугольник напоминает о шести днях творения, а восьмиугольник — о вечности. Круг символизирует полноту жизни.

Левая и правая сторона меняются местами

Очень часто иконописцы используют метод обратной перспективы — это когда более далекие от зрителя предметы изображаются более крупными. Делается это для того, чтобы показать: главный здесь — не зритель, а тот, кто изображен на иконе. При этом очень важно, что правая и левая стороны на изображении как бы меняются местами: правая для нас сторона иконы у персонажа становится левой и наоборот. Правая сторона обычно соотносится с настоящим временем, а левая — с прошлым или будущим. Это помогает понять многие иконы, например, сцену Страшного Суда, где праведники стоят слева от зрителя, а грешники — справа.

Размер имеет значение

На некоторых иконах можно увидеть, что ключевой персонаж изображен более крупным по сравнению с остальными. Большой размер указывает на значимость действующего лица, вокруг которого располагаются второстепенные герои. Если же главное действующее лицо изображают гораздо меньше или ниже других персонажей, то это может говорить о его юном возрасте. В качестве примера можно привести икону «Введение во храм Пресвятой Богородицы», когда Марию привели в храм еще ребенком.

Демонов и грешников изображали в профиль

Все главные святые, Иисус, Богоматерь и ангелы почти всегда повернуты лицом к зрителю. Чтобы человек видел, кому он молится, центральный персонаж обращен лицом к верующим, а его рука, как правило, делает благословляющий жест. Даже если центральный герой по сюжету совершает какое-то движение, его изображают не в профиль, а в три четверти. Увидеть святых, изображенных в профиль, на иконах можно очень редко. Зато негативных персонажей, демонов и грешников, наоборот, чаще всего изображали в профиль.

По знаменам можно определить победителей

На многих иконах можно увидеть изображения сражений и битв, когда над головами воинов воздеты копья и развеваются знамена. При этом важно обращать внимание на то, куда повернут флаг — в ту же сторону движется и войско. Знамена проигравшей стороны обычно развеваются назад, показывая, что скоро воины обратятся в бегство.

Новое на сайте