Четверг, 21 октября, 2021
ГлавнаяДомашняя энциклопедияКак научиться понимать иконы?

Как научиться понимать иконы?

Цей матеріал також доступний українською
При посещении церкви большинство из нас, в лучшем случае, сумеют определить, какой святой или событие изображены на иконе.

Но на самом деле иконы несут гораздо больше информации, и тому, кто сумеет ее понять, они расскажут много интересного.

Как «читать» иконостас?

Первое, что мы видим, входя в церковь, – это иконостас, на котором располагаются пять рядов икон, а в центре – Царские врата. На них изображают четырех евангелистов либо двух святителей и Благовещение, а над вратами помещают икону Тайной вечери. Этот ряд икон называется местным. Во втором ряду, деисусном, в центре размещается изображение Христа, справа – Богородицы, архангела Михаила и апостола Петра, который держит в руках ключи от рая. Кстати, именно по ключам Петра можно узнать на любой иконе. Слева от Христа стоят Иоанн Креститель, архангел Гавриил и апостол Павел, атрибутом которого всегда являются книга или свиток. Следующий ряд икон называется пророческим: в центре – икона «Знамение», а справа и слева – ветхозаветные пророки, которые предсказывали рождение Мессии. Самый верхний ряд – праотеческий: в центре — икона Троицы, а вокруг — праведники и предки Христа.

Кто главный?

Если в центре иконы изображен Христос, а вокруг него — другие персонажи, то из них самый важный тот, что находится справа от Иисуса. К примеру, на иконах Страшного суда праведники стоят справа от Христа, а грешники – слева. При этом нужно учитывать, что все части иконы расположены в зеркальном отражении: правая рука Христа находится слева относительно зрителя, а левая – справа.

Внутри или снаружи?

Часто на иконах можно увидеть церковь, на внешней стене которой висит икона. Это подразумевает, что она изображает внутреннюю часть храма. Люди, стоящие на фоне храма, также находятся как бы внутри него. Таким образом иконописец показывал одновременно то, что происходит внутри и снаружи церкви.

Если над головой главного персонажа, изображенного на иконе, помещают навес или рамку, это также означает, что он находится внутри храма, а основные события, которые с ним происходят, изображены крупно в центре иконы.

Как распознать грешников?

По канонам православной иконописи, грешников изображали со стоящими дыбом волосами. В древности так рисовали демонов, и только с XVII века у них появились рога – этот атрибут был заимствован у католиков. Если на иконе изображен человек, у которого волосы стоят дыбом или торчат сквозь головной убор, это значит, что этот персонаж – грешник, еретик, враг. Если же он написан темной краской, то это уже не грешник, а демон в виде человека.

Как узнать Иуду?

На иконе Тайной вечери, кроме Христа, можно без труда узнать Иоанна Богослова и Иуду. Иоанн – самый юный из учеников Христа – склоняет голову на плечо своему учителю. А вот Иуду изображали по-разному. Католики выделяли Иуду, изображая его без нимба или с кошельком в руках. На православных иконах Иуда тянется к стоящему в центре стола сосуду. Это напоминание слов Иисуса о том, что опустивший с ним руку в чашу предаст его. Кстати, нимбы над головами персонажей есть не на всех иконах, так как считается, что во время Тайной вечери они еще не были святыми.

Жития святых

Так называемые житийные иконы рассказывают о жизни святых или об их чудесах. В центре иконы располагается изображение самого героя повествования, а на полях – сценки из его жизни. Их не всегда отделяют линиями, иногда они как бы наслаиваются друг на друга. Читать их нужно как обычный текст – слева направо и сверху вниз. Первая сцена размещается вверху в левом углу и рассказывает о рождении святого, затем идут сцены детства, чудеса и прочие события. Смерть праведника обычно изображена где-то в середине повествования, а дальше – чудеса, которые святой творил после смерти.

Звери на иконах

На стенах храмов или на иконах иногда можно увидеть изображения тельца, льва и орла с нимбами. Здесь речь идет о видениях пророка Иезекииля, который увидел фантастических зверей с крыльями, у каждого из которых были четыре лица – человека, льва, тельца и орла. Со II века богословы стали соотносить этих зверей с четырьмя авторами Евангелий. Самой популярной трактовкой в Европе и на Руси было объяснение, которое предложил святой Иероним: человек – Матфей, лев – Марк, телец – Лука, орел – Иоанн. А папа Григорий I писал, что четыре зверя символизируют самого Христа, который родился как человек, принял смерть как жертвенный телец, при воскресении был львом и вознесся как орел.

Ранее опубликовано: 8 октября: праздники и приметы

Читайте также:

Новое на сайте