Вторник, 17 сентября, 2024
ГлавнаяПенсионное делоНачисление пенсии: что беспокоит пенсионеров?

Начисление пенсии: что беспокоит пенсионеров?

Следует отметить, что зачастую действия Пенсионного фонда в основном правильные и начисления делаются в пользу пенсионеров. Однако органы ПФУ не всегда могут аргументированно доказать свою точку зрения и в своих ответах иногда не отвечают на все вопросы, которые задают граждане. Вот и возникают многочисленные непроясненные ситуациии.

В редакцию уже второй раз обращается пенсионер из Харькова Вадим Гушанский. Вопросов у пенсионера много, он придирчиво относится к мельчайшим вещам. Мы не стали останавливаться на абсолютно всех вопросах и аргументах, а выделили только ключевые моменты.

Об оптимизации зарплаты

На этот раз наш читатель сомневается в правильности оптимизации заработной платы. По его мнению, Пенсионный фонд неправильно исключает из расчета зарплаты «коронавирусные» месяцы. Так что для начала напомним, что такое оптимизация зарплаты вообще. Согласно статье 40 Закона «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании», для исчисления пенсии учитывается заработная плата за весь период страхового стажа, начиная с 1 июля 2000 года. По желанию пенсионера и при подтверждении справки о заработной плате первичными документами или в случае, если страховой стаж, начиная с 1 июля 2000 года, составляет менее 60 месяцев, для исчисления пенсии также учитывается заработная плата за любые 60 календарных месяцев страхового стажа подряд по 30 июня 2000 года.

Далее закон позволяет исключить из уже учтенного периода заработной платы менее выгодные месяцы. Именно этот процесс и называют оптимизацией. В статье указано буквально следующее: «По выбору лица, обратившегося за назначением пенсии, из периода, за который учитывается заработная плата (доход) для исчисления пенсии, исключаются периоды до 60 календарных месяцев страхового стажа при условии, что указанные периоды в сумме составляют не более 10 процентов продолжительности страхового стажа».

С этим вопросом все более-менее ясно. В конкретном примере для исчисления пенсии учтена вся заработная плата за период с 1 июля 2000 года по 31 марта 2022 года, то есть до момента назначения пенсии. Поскольку заявитель имеет 41 год и 4 месяца стажа (496 месяцев), из указанного периода были исключены 49 наименее выгодных месяцев подряд (с 1 февраля 2006 года по 28 февраля 2010 года). Это и есть 10% от общего стажа.

Сразу заметим, что все это автоматически просчитывается компьютерной программой. При этом оптимизация производится по умолчанию, хотя в законе и написано, что это происходит только по желанию лица. В любом случае оптимизация – это выгодно, и отказываться от нее бессмысленно.

О «коронавирусных» месяцах

После некоторых изменений в законодательстве статью 40 этого закона несколько раз дополняли. Теперь там указано, что дополнительно по желанию лица из расчета зарплаты могут быть исключены периоды срочной воинской службы, учебы, ухода за лицом с инвалидностью, ухода за ребенком до достижения им трехлетнего возраста. Кроме этого, при расчете зарплаты дополнительно могут вычеркнуть:

  •  периоды работы во время карантина, связанного с коронавирусом (с начала установления карантина и после 6 месяцев после его завершения);
  •  периоды работы во время военного положения (и в течение трех календарных месяцев после его прекращения).

При таких обстоятельствах из расчета зарплаты Вадима Вениаминовича дополнительно были исключены еще 22 месяца за периоды работы с марта 2020 года по март 2022 года включительно. То есть за все время карантина – с месяца его установления и до момента назначения пенсии. Но самое интересное, что несколько месяцев с самым большим коэффициентом зарплаты компьютерная программа исключать не стала. Выборочно из указанного периода были оставлены несколько наиболее выгодных месяцев – май и август 2020-го и июль 2021 года.

О невыгодных периодах работы и изменениях в законе

Он обращает внимание, что дополнение к исключению «коронавирусных» месяцев появилось в законе на основании другого закона, принятого только 4 декабря 2020 года. В то же время карантин официально введен в Украине 11 марта 2020 года. То есть изменение произошло задним числом и исключение, как минимум, периода с марта по декабрь 2020 года является незаконным и нецелесообразным. Пенсионер считает, что такое положение вещей не улучшает, а ухудшает условия назначения его пенсии. По его мнению, исключение «коронавирусных» месяцев из расчета его зарплаты невыгодно, потому что у него там была относительно неплохая зарплата по сравнению с другими периодами трудовой деятельности. Также он не понимает, почему исключены «именно 22 месяца, а не, например, 32, 45 или 59».

В декабре 2020 года Верховная Рада действительно проголосовала за дополнение к статье 40 Закона «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании». И теперь там указано, что дополнительно из зарплаты могут изыматься периоды работы с момента введения карантина (с марта 2020 года) до его прекращения. По нашему мнению, это на удивление очень хорошее решение власти. Во время карантина и тех же боевых действий многие предприятия оказались в простое, людям уменьшали зарплату, финансовое состояние ухудшилось. Дополнение к закону позволяет эти невыгодные периоды дополнительно исключить из расчета. При этом если зарплата у человека осталась хорошей, то ее не исключают. Это мы видим и на примере нашего читателя. Месяцы с самыми большими коэффициентами все-таки оставили. То есть компьютерная программа подобрала оптимальную зарплату из всех возможных вариантов. К тому же Вадим Вениаминович обратился за назначением пенсии уже после принятых изменений, поэтому они и были применены.

Почему именно 22 месяца, а не больше? Во-первых, с марта 2020 года по март 2022 года всего прошло не более 25 месяцев. Во-вторых, из них только три месяца оказались с приличным коэффициентом, которые и остались в расчете из этого периода. То есть оптимизировать большее количество месяцев физически невозможно, а меньшее – нецелесообразно. Разве что пенсионер сможет доказать обратное и математически покажет, что его расчеты лучше, чем расчеты компьютерной программы, используемой органами ПФУ.

***

Мы со своей стороны считаем действия Пенсионного фонда в этой ситуации в основном правильными. Если сделать расчет пенсии так, как предлагает заявитель, пенсия, вероятно, уменьшится. А вот с чем можно точно согласиться, это с тем, что органы ПФУ не всегда могут аргументированно доказать свою точку зрения и в своих ответах иногда не отвечают на все вопросы, которые задают граждане. Для наглядности и сравнения Вадим Вениаминович предоставил нам свои письма в ПФУ и их ответы. ПФУ действительно не дает исчерпывающих ответов на все поставленные вопросы, хотя и вопросы наш читатель задает иногда очень непростые.

Новое на сайте

купить ноутбук Одесса, цены в Украине