Суббота, 10 декабря, 2022
ГлавнаяПотребительПочему во время веерных отключений украинцы остаются без связи и интернета

Почему во время веерных отключений украинцы остаются без связи и интернета

Цей матеріал також доступний українською
Мобильные операторы Vodafone, lifecell и Киевстар ответили на вопросы, почему во время веерных отключений украинцы не могут пользоваться связью и что в таких ситуациях делать.

Из-за российских атак на энергетическую инфраструктуру украинцы вынуждены экономить электроэнергию и искать альтернативные средства питания. Однако это не единственная проблема. Украинцы жалуются, что во время отключения исчезает как голосовая связь, так и мобильный интернет.

Мобильные операторы Vodafone, lifecell и Киевстар ответили на вопросы Liga.Tech, почему во время веерных отключений украинцы не могут пользоваться связью.

Как работают базовые станции во время веерных отключений

Работа оборудования мобильной связи и интернета зависит от электроснабжения. Все базовые станции оснащены резервными источниками питания. Это батареи, которые автоматически включаются, когда централизованное электропитание прекращается. В среднем они могут обеспечивать работу в течение четырех-пяти часов после отключения электроэнергии, объясняют операторы.

Если происходит прогнозируемое отключение или краткосрочное отсутствие питания, мобильная сеть автоматически переходит на резервные источники и продолжает работать. Если за это время питание не появляется – приходится переходить на генераторы.

«Все важные структурные компоненты сети, такие как коммутаторы и узловые базовые станции, оборудованы стационарными дизель-генераторами. Для поддержки работы другого оборудования в случаях длительных отключений электроэнергии компания использует передвижные дизель-генераторы», – говорят в Киевстар.

Почему исчезает связь

Киевстар, как и другие операторы, располагают большим парком таких дизель-генераторов. Однако, если отключения электроэнергии являются длительными и масштабными и охватывают одновременно разные районы, города или села, абоненты могут испытывать сложности со связью и интернетом. Это связано с тем, что доставка альтернативных элементов питания одновременно к большому количеству базовых станций и технических площадок требует времени.

По словам оператора, сотрудники и подрядные организации пытаются делать это максимально оперативно. Привычный режим работы телеком-сетей восстанавливается сразу после стабилизации электроснабжения.

«Стабильность работы сети зависит от продолжительности и масштабов отключения электроэнергии. Если питание отсутствует долгое время на значительной территории Украины, то нам достаточно сложно обеспечить работу всего оборудования на генераторах. Обычно предпочтение отдается коммутаторам и узловым сайтам. То есть в целом сеть работает, но периодически у разных населённых пунктах возникают проблемы со связью», – объясняют в lifecell.

«К сожалению, при исчезновении напряжения в первую очередь отключается домашний Wi-Fi, так что все клиенты, конечно, переходят на мобильный интернет», – добавляют в Vodafone. Даже при условии, что все элементы мобильной сети работают по-прежнему, мобильная сеть испытывает лавинообразный рост нагрузки, и это влияет на скорость мобильного интернета у каждого пользователя.

Можно ли стабилизировать связь при отключениях

В Vodafone говорят, что уже работают с этой задачей. Расширяют емкость сети там, где это возможно, с помощью дополнительных спектров и других технических решений. В этом году оператор уже расширил радиоспектр в трех областях: Закарпатской, Черновицкой и Полтавской, где трафик значительно вырос в связи с массовой миграцией населения из-за полномасштабной войны.

Но предсказать географию и время абсолютно всех будущих пиков трафика заранее непросто. Также мобильные сети имеют свои ограничения, связанные с законами физики, поясняют в Vodafone. К примеру, в больших городах иногда физически невозможно добавить емкости за счет установления дополнительных базовых станций из-за влияния интерференции.

«Мы постоянно стараемся увеличивать количество батарей на наших технологических площадках, оперативно довозить топливо для бесперебойной работы генераторов, чтобы люди могли выходить на связь при любых условиях», – говорят в lifecell. Несколько недель назад они начали тестировать питание от солнечных батарей, чтобы сделать оборудование более автономным на случай отключений.

Такое оборудование установлено на одной из технологических площадок на юге Украины. Количество и мощность солнечных панелей рассчитаны таким образом, чтобы обеспечивать круглосуточную работу оборудования, несмотря на сезонность и количество солнечного света.

От накопившейся солнечной энергии заряжаются и автономные аккумуляторы. Их емкости хватает на 36 часов автономной работы. Солнечные панели могут работать при температуре от -20 до +40 °С и не требуют специального обслуживания. Если пилотный проект станет успешным, его будут масштабировать.

Как помочь операторам во время отключений

В Vodafone дали несколько рекомендаций, которые помогут снизить нагрузку на сеть. Как говорят в компании, если все выполнят эти простые действия, операторам будет легче обеспечить надежный доступ к мобильному интернету:

  • выключите автозагрузку медиа в мессенджерах;
  • не используйте при отключении электроэнергии приложения, потребляющие большой объем трафика (например, YouTube) или установите низкое качество видео.

Напомним, мы сообщали, что ДТЭК обнародовал новые графики отключений электроэнергии в Одессе и Одесской области: список по адресам.

Новое на сайте