В тот день это был второй боевой вылет эскадрильи Военно-Морских Сил. Колонна вражеской грузовой и бронированной техники, вооруженная ПЗРК, с севера быстро продвигалась в сторону Николаева, пытаясь взять город в окружение. Выполнив два пуска неуправляемыми ракетами по противнику, экипаж украинского Ми-8 готовился нанести еще один мощный удар. Вертолет подошел максимально ближе к колонне, набрал немного высоты для прицеливания, но в этот момент авиаторы почувствовали удар сзади, и машину начало клонить в левую сторону. Отпала хвостовая балка, вертолет загорелся и стремительно начал терять скорость и равновесие. На раздумья – секунды… Командир экипажа Роман каким-то чудом протянул еще метров 200 и принял решение об аварийной посадке…
Это, наверное, и посадкой в полной мере нельзя было назвать. По словам Романа, в таких случаях: без балки, рулевого винта – вероятность выживания личного состава – минимальна. Но всем смертям назло все три летчика остались в живых. И в этом большая заслуга именно командира экипажа, который в критический момент не растерялся, не запаниковал, а, как обычно, оказался на высоте.
Он сделал все, чтобы смягчить приземление и посадил вертолет на шасси, а не на бок, куда так клонило после попадания в машину ракеты.
Роман, как и большинство украинцев, очнулся на рассвете 24 февраля от ракетно-бомбовых ударов. Уже 26 февраля получил первую боевую задачу. Необходимо было высадить десант для укрепления наших позиций перед Херсоном и одновременно осуществить пуск ракет по противнику.
Подобных учебных задач раньше 33-летнему офицеру приходилось выполнять бесчисленное множество. Но, как оказалось, реальные боевые вылеты сильно отличаются от учений. В первом случае все гораздо проще: ты знаешь, где цель, расстояние до нее и как по ней применять вооружение. А в реальном бою все гораздо сложнее, серьезнее и страшнее.
– В реальном бою нет имитации – все по-настоящему. В том числе и радиолокационные средства противника, попав в поле зрения которых ты можешь стать целью для зенитно-ракетных комплексов противника. Кроме этого, когда работаешь по колоннам, то сплошь и рядом враг находится в движении. Пыль от этого поднимается невероятная. Поэтому необходимо убедиться: действительно ли это чужие, а не свои, чтобы по ошибке не открыть «дружественный» огонь, – объяснил Роман.
26 февраля экипаж Ми-8 после выполнения задания вернулся к месту базирования. А вот в начале марта вертолет был подбит… Тогда вертолетчики выполняли задание звеном из четырех вертолетов, и именно Роман был ведущим этого звена. Приблизившись к колонне, украинские летчики разглядели рашистскую букву Z и открыли огонь Три вертолета хорошо отработали и вернулись на базу, а вот один потеряли…
Но главное, что все члены экипажа выжили, причем не получив тяжелых ранений.
– Когда мы таким образом вынужденно приземлились, сразу наложили жгут на ногу второму летчику, у которого, как оказалось, был перелом нижней конечности. У меня во время падения была повреждена нога, обгорело лицо и левая рука. Бортмеханик оказался среди нас самым стойким. Он при приземлении ударился спиной, но мог самостоятельно передвигаться.
Из трех членов экипажа Ми-8, который был сбит в марте Николаевской области, сейчас на лечении находится только второй летчик. Остальные, в том числе и Роман, – в строю! Он и дальше сосредоточен на выполнении новых боевых задач.
В детстве Роман серьезно занимался футболом на позиции вратаря. Впоследствии учился в техникуме пищевых технологий, проходил срочную службу в Роте почетного караула элитного Президентского полка, принимая участие в торжествах по случаю государственных праздников, церемониях по встрече высокопоставленных должностных лиц иностранных государств и обеспечивая проведение военных парадов.
Именно во время одного из таких парадов, с участием военной авиации, Роман поднял глаза к небу, и не отрывая взгляда наблюдая за тем, как кружили и выполняли фигуры высшего пилотажа летчики-мастера. Он так увлекся, что в итоге решил стать военным летчиком.
После срочной службы Роман четыре года учился в Харьковском национальном университете Воздушных сил имени Ивана Кожедуба. За годы своей военной службы офицер налетал сотни часов и овладел многими типами вертолетов, среди которых Ми-8, Ми-14, Ка-27, Ка-226.
А ныне в его жизни новое тяжелое испытание – безжалостная война, которая уже оставила свои рубцы на теле Романа. А еще у него большое желание уничтожать врага, вернуться домой с Победой, обнять жену и семилетнего сына и сделать все возможное, чтобы не оккупанты, а украинцы решали, в какой стране им жить и какую страну строить. И чтобы реализовать эту мечту, он за ценой не постоит!
Вячеслав Диордиев
На снимке: военный авиатор Роман.
У пенсионеров есть ряд обязанностей перед Пенсионным фондом Украины. Несвоевременное информирование об изменениях в вашей…
На месте происшествия работают экстренные службы, оказывающие всю необходимую помощь пострадавшим. Также продолжаются аварийно-спасательные работы.
Размер пособия достигает 5000 гривен на каждого члена семьи.
В этот день отмечают 27 ежегодных праздников, с некоторыми из них мы хотели бы вас…
Многие хозяйки не любят долго возиться на кухне, поэтому отдают предпочтение простым рецептам. Предлагаем самый…
Речная рыба занимает важное место в рационе украинцев. Первое ее преимущество в доступности в свежем…