Эксперт рассказывает о прогнозе по поводу рынка топлива в Украине на ближайшее время: украинцев ожидает масштабная волна подорожания.
Заместитель директора Научно-технического центра «Психея» Геннадий Рябцев пояснил, почему от такого решения в выигрыше будут только трейдеры, а простым украинцам будет только хуже.
Почему отмена была плохим решением?
По словам эксперта, отмена госрегулирования цен на топливо принесет дополнительные проблемы, ведь теперь трейдеров ничего не сдерживает. Они не платят налоги, кроме 7% НДС, никто не контролирует ни цену, ни качество, ни безопасность продукции.
«Представьте ничем не ограниченный бизнес, продающий товар, который нужен всем и от которого никто не может отказаться. Что делает подобный бизнес? Устанавливает такую наценку, которая выгодна исключительно ему и позволяет получать сверхприбыли», – подчеркнул Рябцев.
Заместитель директора Психеи добавил, что ценовая конкуренция на рынке также отсутствует. Сейчас операторы везут ресурс фактически из одного источника – через западную границу. Спекуляций, торговли вне кассовых аппаратов и разнообразных схем на рынке также прибавится.
«Все будет дорожать, а качество и безопасность будут ниже плинтуса», – отметил эксперт.
Вырастут цены на все
Наличие горючего влияет на все сферы жизни украинцев. По словам Геннадия Рябцева, рост цены на бензин и дизель приведет к росту стоимости:
- коммерческих перевозок;
- общественных перевозок;
- продуктов первой необходимости, которые тоже необходимо перевозить.
«Потом инфляция выйдет за прогнозные показатели и выходит, что государство должно работать на сверхприбыли двух десятков трейдеров», – добавил он.
Поскольку никаких ограничений для продавцов горючего сейчас нет, то и правительство не должно надеяться на предельные цены 52-58 грн/л. Цены могут быть любыми, вполне реальный вариант даже 100 грн/л.
«Трейдеры ничем не ограничены вообще. Их никто не контролирует, поэтому зачем им увеличивать объемы поставок нефтепродуктов на внутренний рынок. Они будут удерживать сверхприбыли как можно дольше», – подчеркнул Рябцев.
Следовательно, надеяться на исчезновение дефицита топлива в Украине, еще и быстро, после отмены госрегулирования не стоит. Более того, слова представителей Кабмина о наказании нарушителей выглядят нереалистично, ведь нет оснований штрафовать трейдеров, если все ограничения государство само убрало.
Какие спекуляции на рынке?
Ранее директор Консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн рассказал, чего именно нужно остерегаться украинцам на фоне дефицита топлива.
По словам эксперта, один из современных трендов – реализация так называемых талонов. Это инструмент, обычно используемый для обеспечения горючим корпоративных клиентов – бизнеса, муниципальных органов, военных. Они покупают бензин и дизель по безналичному счету.
Обычно фирма покупает определенное количество талонов для себя, но часть продает «физикам» на рынок. Такая схема действовала и до войны, но в меньших масштабах. Нюанс в том, что мошенники часто продают недействительные талоны, которые можно проверить только непосредственно на заправке или в офисах продающих их компаний.
Еще одна проблема, возникающая во время дефицита – снижение качества продукции, потому что появляется много подделок – спиртосодержащих бензинов с отметками «эко» или «альтернативное топливо». Такой бензин долго нельзя хранить, потому что он расслаивается и может существенно повредить авто.
Украинские АЗС начали заключать первые соглашения на поставку топлива с нерегулируемыми ценами: стоимость одного литра колеблется от 52 до 70 грн, автогаз продают по 39 грн/л.