No menu items!
Суббота, 23 ноября, 2024
ГлавнаяСтатьиПро воздушный шар, субмарину и циклистов в Одессе

Про воздушный шар, субмарину и циклистов в Одессе

Одесситы всегда старались быть на пике прогресса. Именно они построили одну из первых в стране железных дорог, использовали асфальт, популяризировали автомобили, велосипеды, самолеты и даже построили подводную лодку. «Самогрохкая коляска» пугала жителей города В 1891 году перед изумленными жителями Южной Пальмиры появился первый автомобиль, или «самобеглая коляска», как тогда его называли. Его привез из Франции […]

Одесситы всегда старались быть на пике прогресса. Именно они построили одну из первых в стране железных дорог, использовали асфальт, популяризировали автомобили, велосипеды, самолеты и даже построили подводную лодку.

«Самогрохкая коляска» пугала жителей города

В 1891 году перед изумленными жителями Южной Пальмиры появился первый автомобиль, или «самобеглая коляска», как тогда его называли. Его привез из Франции редактор и издатель «Одесского листка» Василий Навроцкий. Автомобиль представлял собой помесь кареты и велосипеда и носил гордое имя «Бенц». Даже у русского царя Николая II подобной роскоши в то время не было.
Первое дефиле «Бенца» по немощеным улицам Одессы напоминало светопреставление. Чудо-машина страшно грохотала и оставляла за собой длинный шлейф черного и невероятно вонючего дыма. Пугая прохожих и лошадей, «Бенц» несся по улицам со страшной скоростью — 25 км в час. А впереди машины бежал человек и, размахивая белым платком, кричал прохожим: «Берегись! Едет автомобиль!». Одесситы с присущим им чувством юмора прозвали чудо техники «самодымной и самогрохкой коляской».

Вскоре «Бенц» Навроцкого уже был не единственным. А 15 апреля 1912 года в Одессе на Греческой, 48, открылась первая в стране международная автовыставка. В ней участвовали 19 зарубежных фирм, представлявших легковые и грузовые автомобили и запчасти.

Циклисты выступали на Ришельевской

Спортивные общества и клубы стали появляться у нас в городе только в конце XIX века, и одним из первых было общество велосипедистов-любителей. Его устав был принят в 1888 году в зале французского ресторана на углу Воронцовского переулка и Екатерининской площади. Президентом избрали профессора университета Викентия Шерцля. Решающим моментом послужило то, что за год до этого профессор лично совершил велопробег из Милана в Прагу на велосипеде, носившем в народе название «паук». Переднее колесо у такого велосипеда было 1,5 м в диаметре, а заднее — непропорционально маленьким. Вскоре на смену этим «монстрам» пришли велосипеды, имевшие более современный вид, — бициклеты. Ну, а тех, кто занимался велоспортом, стали называть «циклистами».

Вскоре в здании по улице Ришельевской, 8, был открыт специальный манеж, где циклисты показывали зрителям чудеса езды на велосипеде и проводили костюмированные вечера. За Михайловским монастырем был устроен первый одесский велотрек — циклодром. Это была дорожка шириной 5 м и длиной 356 м, покрытая совершенно новым в то время материалом — асфальтом. Здесь проводили международные соревнования, в которых принимали участие знаменитые одесские спортсмены.

Одесситы покорили Египет на воздушном шаре

Отсчет истории отечественной авиации начался в Одессе, когда в 1910 году летчик Михаил Ефимов на одесском ипподроме впервые совершил полет на самолете «Фарман». А всего за два года до этого в Одессе открылся первый в стране аэроклуб. Свою деятельность он начал с приобретения воздушного шара, который был изготовлен в Париже.

Летать на нем первые одесские воздухоплаватели учились самостоятельно. И в этом же году они приняли участие в гонках на воздушных шарах, проходивших в Египте. После соревнований египтяне сказали, что одесские спортсмены смогли «своей дерзостью удивить пирамиды».

А через год в авиаклуб доставили и первый самолет — биплан «Вуазен». Летать на нем еще никто не пробовал, однако заведующий летным парком самоуверенно попытался взлететь перед комиссией аэроклуба. Закончилось все тем, что через 300 метров биплан благополучно рухнул на землю. К счастью, никто не пострадал. А самолет после аварии стали использовать как учебное пособие.

Вскоре одесский клуб пополнился знаменитыми именами — одесские спортсмены-гонщики Сергей Уточкин и Михаил Ефимов самостоятельно научились летать и показывали чудеса храбрости и мастерства.

Подводную лодку изобрел одесский инженер

Изобретатель Степан Джевецкий создал в Одессе проект первой подводной лодки. Эта идея родилась у него после боя российского военного корабля «Веста» с турецким броненосцем. Разработав проект первой субмарины, Джевецкий показал свои чертежи Гулье Бланшару, владельцу механического завода. Однако француз не дал себе труда разобраться в них. Он только окинул чертежи беглым взглядом и дал заключение, что это изобретение вряд ли будет плавать.

Никто не верил, что «подводное судно господина Жюля Верна» может стать реальностью, и город наводнили самые нелепые слухи. Появилась версия, что на заводе Бланшара делают огромную пивную бочку с механическими насосами, которую собираются устанавливать на бульваре во время праздников и народных гуляний.

Через четыре месяца субмарина была готова, правда, на внутреннюю отделку и механизмы денег у Джевецкого не хватало. Помог банкир Федор Родоканаки. Все лето 1878 года Джевецкий проводил испытания своего подводного аппарата в Одесской гавани. Он был оборудован велосипедным приводом и мог погружаться на глубину 14 метров. Вот только запаса воздуха хватало всего на 20 минут. Изобретатель постоянно совершенствовал свое детище и вскоре подводные аппараты Джевецкого уже использовались в южных портах для обороны и подводных работ.

После постройки 50 субмарин Степан Джевецкий сказочно разбогател. Рассказывают, что во время путешествия по Нилу он купил голову мумии египтянки, которая жила более 4,5 тысячи лет назад. С этим «сувениром» его не хотели пускать на родину: полицейские и таможенники настойчиво выясняли, не он ли убил «оную египетскую мещанку».

У нас свое кино

Мало кому известно, что первый в мире киноаппарат изобрели в Одессе. Одесский механик Иосиф Тимченко и инженер Михаил Фрейденберг соорудили киноаппарат еще в 1893 году. Одесситы первыми смогли увидеть снятые ими фильмы на большом экране — «Скачущий всадник» и «Копьеметатель».

Новое на сайте

купить ноутбук Одесса, цены в Украине