Актрисе Елене Соловей 24 февраля исполняется 70 лет. Более 20 лет она живет в Америке, но тем не менее, ее помнят и любят, а фильмы с ее участием вызывают удовольствие у зрителей всех поколений.
Называли «девочкой со свечкой внутри»
Будущая актриса родилась в 1947 году в немецком городе Нойштрелиц, где познакомились ее родители, которые прошли всю войну: отец — артиллеристом, мать — медсестрой. Детские годы Лена провела в Красноярске, а затем вся семья переехала в Москву.
Однажды девушка прочла в одном из киножурналов о детской студии при театре Станиславского. Выпускники этой студии часто снимались в кино, и девочка, которая до этого не помышляла о театре, захотела туда поступить. Экзамены она сдала успешно, но учиться в студии ей не довелось. Ее родители получили квартиру в другом конце Москвы, и ездить на занятия Лена просто не успевала.
Получив аттестат, Соловей подала документы в Школу-студию МХАТ, но не прошла на третий тур. Она устроилась преподавать музыку в одной из московских школ, а через год с блеском поступила во ВГИК на курс легендарного актера Бориса Бабочкина.
Как-то в гостях Лена познакомилась с известным режиссером, учеником Вахтангова, который собирался ставить пьесу «Цветы запоздалые». Он пообщался с Соловей, поприсутствовал на одном из курсовых спектаклей и предложил студентке главную роль. В театре Соловей играла на одной сцене с самыми известными актерами. Институтские преподаватели очень гордились своей ученицей, и кто-то даже дал ей прозвище «девочка со свечкой внутри». Бабочкин уже видел свою питомицу актрисой Малого театра, которым руководил, и даже обещал поставить специально для нее «Чайку». Но жизнь повернулась совершенно по-иному. Сразу после института Елену Яковлевну часто приглашали сниматься. Во время работы в фильме «Драма из старинной жизни» она познакомилась с 25-летним художником-декоратором Юрием Пугачем. Он недавно разошелся с женой и новый роман совершенно не планировал. Однако дружеские отношения актрисы и художника вскоре превратились во взаимные чувства. И молодая семья отправилась в Ленинград, где Елена Соловей стала штатной актрисой «Ленфильма».
«Рабу любви» снимали в Одессе
Через несколько лет ей поступило заманчивое предложение — сыграть Веру Холодную. Съемочная группа приехала во Львов, где должны были снимать фильм, но дело застопорилось. Режиссер, наплевав на утвержденный сценарий, стал каждый день что-то менять, приносил новые диалоги и сцены. То, что успевали снять, ему не нравилось. В конце концов, группу отозвали в Москву. Сценарий переписали и поручили его другому режиссеру, а Соловей снова предложили главную роль. Интерпретация судьбы актрисы Веры Холодной воплотилась в фильм под названием «Раба любви».
Фильм собирались снимать в Одессе. Елена Яковлевна уже готова была отказаться — она недавно родила дочь и боялась брать ее с собой. Но режиссер, который в этой роли видел только ее, предложил актрисе любые условия. И Соловей приехала на съемки в Одессу вместе со всем семейством — дочкой, матерью и мужем. А роль в этом фильме до сих пор считается одной из лучших в карьере актрисы.
Через несколько лет, когда у Елены Яковлевны родился сын, история повторилась — ей пришлось отказаться от работы в фильме «Неоконченная пьеса для механического пианино». Она даже и слышать не хотела, чтобы оставить ребенка в Москве и позволить кормить его искусственными смесями. Главным для актрисы всегда была семья, и она не задумываясь пожертвовала бы ради нее карьерой. Но режиссер и вся съемочная группа очень хотели, чтобы снималась именно Соловей. Актрисе снова пообещали создать все условия, даже снять квартиру для всей семьи, лишь бы она согласилась. И хотя каждые три часа Соловей приходилось делать перерывы для кормления, все терпеливо сносили эти вынужденные задержки в работе.
Приняли в театр вместо Фрейндлих
В 1983 году Игорь Владимиров пригласил Соловей на работу в театр «Ленсовета». Роман Виктюк собрался поставить там «Анну Каренину», но Алиса Фрейндлих, на которую он расчитывал, отказалась от главной роли. Она как раз переживала развод и собиралась уходить из театра. Тогда Виктюк предложил эту роль Соловей. Но пока он заканчивал ставить спектакль в другом городе, Владимиров занял Елену Яковлевну в «Вишневом саде», и она осталась в театре.
Нельзя сказать, чтобы коллеги приняли ее с распростертыми объятиями. Было все: и закулисный шепоток, и интриги, и раздражение ведущих актеров. Но Соловей было мало дела до зависти и сплетен — после спектакля она мчалась домой, к детям.
Когда наступило перестроечное время, актрисе стало страшно за будущее своей семьи. Посоветовавшись с мужем и детьми, она приняла решение эмигрировать. Она объясняла свое решение так: «Конечно же, будущее нельзя предугадать, но человек должен знать, что это будущее у него есть».
В Америке ей пришлось привыкать к новой жизни — без публики, аплодисментов и актерской профессии. Пугач устроился дизайнером в ювелирную компанию, а Соловей стала обустраивать быт. Она очень долго приспосабливалась к американским реалиям, учила язык и, по ее словам, до сих пор чувствует себя в этой стране чужой. Многие американские режиссеры хорошо знают Елену Соловей и не раз предлагали ей сниматься. Но каждый раз продюсеры находили более кассовых американских актрис, которые и играли эти роли. Однако актриса говорит, что ни о чем не жалеет: ее дети получили хорошие профессии, у нее есть внуки и любимый муж.
Актриса продолжает заниматься творчеством
В Америке Елена Соловей играла на Брайтоне, преподавала в университете Нью-Йорка актерское мастерство, работала на русском радио в Нью-Джерси. Сейчас она преподает русский язык детям эмигрантов и проводит занятия по театру, живописи, музыке, танцам в собственной творческой студии недалеко от Нью-Джерси.
Несколько слов о личной жизни
Елена Яковлевна всегда говорит, что семья для нее важнее всего и объясняет:
— Нет, я не та женщина, про которую говорят, что она посвятила свою жизнь семье и детям. Я никому ничего не посвятила, это просто мой мир. И в принципе я могла бы быть счастлива в нем, даже не став актрисой.
«Мир» Елены Соловей выглядит так.
Муж, художник Юрий Пугач, работает в картинной галерее.
Дочери Ирине скоро будет 35 лет, она живет с мужем в Лейпциге (Германия), занимается микробиологией и собирается поступать в аспирантуру. У Ирины уже двое детей – старшей внучке Елены Соловей Сонечке 16 лет, маленькой Грушеньке (Аграфене) – 4 года.
Сын Павел живет в Нью-Йорке, ему 31 год. Он так же, как и сестра, микробиолог и готовится защитить диссертацию в Корнельском университете. Павел женат, его сыну и младшему внуку Елены Соловей Ванюше скоро исполнится 3 года. Кстати, все внуки Соловей говорят по-русски.