И сегодня наша история о пенсионерке из села Пасицелы Одесской области Галине Лекарь. В судьбу ее семьи война врывалась не раз.
Брата называла дядей
Галина Петровна встречает свою 83-ю весну. Как она говорит, растерзанную войной.
– Если бы не эта проклятая россия, которая пришла к нам с войной, мы не знали бы горя, – размышляет женщина.
Война не раз врывалась в судьбу ее семьи. Вторая мировая застала ее девятимесячной. На фронт ушли отец Петр Сновида и его старший брат Владимир. Мама осталась с пятью детьми, а в 44-м умерла от болезни, оставив маленькую Галю на старших братьев и сестру. Воспитывали малышку все вместе. Помогала внукам бабка Акулина – папа мама.
– Когда папа вернулся домой, он нас не узнал. За четыре года мы выросли. А брат пришел домой через семь лет, так я его называла дядей, пока привыкла к нему. Папе повезло – ни одной царапины. А Володя получил ранения, и эти раны его долго тревожили, – рассказывает Галина Петровна.
Во второй раз война коснулась семьи, когда в 1979 году был введен так называемый ограниченный контингент советских войск в Афганистан. Среди воинов-интернационалистов был и Василий – младший сын Галины Петровны.
Сегодня Василий – полковник в отставке – хотел бы встать на защиту Украины в российско-украинской войне. Но подвело здоровье. Однако он со старшими братьями, Анатолием и Евгением, поддерживает фронт с тыла. Вернее – все вместе, всей семьей стараются кто чем может поддержать ВСУ. И даже 83-летняя Галина Петровна.
— Тяжело нашим ребятам. Пускай держатся наши соколята. Пусть гонят агрессора с нашей земли. Ибо другого выхода нет. Дай Бог отвоевать каждый клочок земли нашей, победить, да и хотелось бы еще порадоваться жизни вместе со всеми, – говорит женщина.
Воспитание трудом и семейное счастье
Что такое послевоенное восстановление, она помнит. Ибо и на ее девичьи плечи легли непосильные заботы после Второй мировой. По окончании семилетки вместе со взрослыми поднимала сельское хозяйство. Ее руки научились корову доить и косой орудовать, в огороде работать и борщ варить, стирать и сапать. Какая учеба? Семь классов – это уже ученая, смеется Галина Петровна. Вот ткать, вышивать, шить – это нужно было уметь каждой девушке.
Девичьим премудростям научила ее и вторая папина жена Анна Сидоровна. Она не только сумела заменить им маму, но и стала хорошей подругой и советчицей девушке и всем детям. Прожили они с папой сорок лет и отошли в мир иной почти вместе, друг за другом, за три дня.
Вспоминает Галина Петровна и своего мужа Федора Лекаря, с которым прожила вместе золотых более 50 лет. С ним познала счастье материнства – воспитали троих сыновей, дождались пятерых внуков.
– Хороший у меня муж был, добрый и ко мне и к детям. Я за ним прожила, как у Бога за пазухой, – говорит женщина и погружается в воспоминания, как строились, как поднимали сыновей и своим примером показывали, что на свете нужно жить добром и любовью. Сыновья имеют высшее образование, а внуки все выучились на юристов. А как громко и весело праздновали свою золотую свадьбу!
Свадьба была настоящей. С венчанием в сельском храме, с нанашками, со свечами, с хлебами, с подарками для золотой пары и для гостей… С большим красивым караваем, украшенным солнцем, луной и голубями среди цветов. Гостям вручали ломти каравая с терновыми платками. А приглашенных было полсотни.
Хватает времени и на многочисленные хобби
– Семья у нас большая. Не было на что смолоду сыграть свадьбу, так золотую отпраздновали красиво и весело. Я и сейчас радуюсь, что дети нам предложили, а мы согласились, не упирались. Потому что через семь месяцев Федора не стало. Тринадцатый год идет, как сама землю топчу, — говорит Галина Петровна.
Но женщина благодарит Бога за сыновей, за внуков и правнуков. Все они наведываются к ней и стараются помочь. А пока ноги носят, говорит Галина Петровна, старается хлопотать по хозяйству сама. У нее есть куры, кролики, ухаживает за кусочком огорода.
– А сколько это – кусочек огорода? – спрашиваю, поскольку знаю, что в селе эти «кусочки» не пару соток составляют. Но все же удивляюсь, когда слышу в ответ: «тридцать соток». Другой «кусочек» засеян люцерной – для кроликов.
Если вы думаете, что это все, чем занимается эта хозяйка из Пасицел, то вы ошибаетесь. Есть у нее еще ряд замечательных, любимых занятий. Это шитье и плетение, для которого сейчас больше времени, чем в молодости.
Плетет коврики из старых вещей, давая им вторую жизнь, и вышивает. Раньше красочно вышивала рушники, салфетки, наволочки. Теперь вышивает картины.
А несколько дней назад завершила вышивание храма. Это ее первая работа сакральной тематики, наверное, скорее, это внутренний голос храма души украинской женщины. Ибо стежок за стежком вплетала любовь и молитву в защиту Украины.
Любовь Кузьменко