Уверен, что 99 человек из 100 удивленно пожмут плечами, если попросить их разъяснить смысл слова «шринкфляция». И точно так же уверен, что те же 99 человек из 100, если разъяснить им смысл этого чудного слова, воскликнут: ну конечно же, меня это уже кучу раз бесило в магазине. Итак, в переводе с английского «шринк» — это сжатие, ну а что такое инфляция — тут у нас, как говорится, не учи ученого. То есть шринкфляция это инфляция, которой типа не видно.
Цена та же, а вес меньше
Так вот, заходите вы в продуктовый супермаркет, берете бутылка подсолнечного масла, предварительно взглянув на цену и удовлетворенно отметив, что она прежняя, то есть не выросла. Но вам пока невдомек, что здесь, как, впрочем, и везде, дьявол кроется в мелочах: маленькими буковками на наклейке сообщается, что масла в этой бутылке 1,4 литра. А ведь еще неделю назад за эти деньги вы брали 1,5 литра.
Вот вам и реальный перевод слова «шринкфляция»: уменьшение веса товара, но без уменьшения цены.
Примеров таких многое множество. Это хлеб, «снизошедший» от одного килограмма до шестиста граммов, всякие там макароны и манка, бутылки (пакеты) с молоком или кефиром, сметаной, сахар-песок, различные напитки, конфеты в коробках, шоколадки… Короче говоря, это множество фасованных, то есть не развесных продуктов питания.
Но вы ведь не настолько наивны, читатели, не правда ли, чтобы думать, что такое происходит только в продуктовой сфере. Когда-то в коробке спичек их было 100, нынче — 50. А поищите-ка у себя в кладовой упаковку стирального порошка постарше и сравните с новой. Только внимательно вчитайтесь в указанный на упаковке вес. На новой меньше указано? Вот вам и картина маслом с хитрым названием «шринкфляция». Кстати, у нее есть еще одна грань.
Массовый лохотрон?
Защитники прав потребителей отмечают, что после уменьшения веса, к примеру, шоколадки, с сохранением старой цены, производитель может выпустить шоколадку с прежним весом, но уже с большей ценой, за счет добавления к названию волшебного слова МЕГА. Век живи — век учись, потребитель.
Будем объективны: сама по себе инфляция — явление необходимое, в том смысле, что ее стороной не обойдешь. Растут производственные затраты, дорожает сырье, не дешевеет горючее для транспортировки. А уж о нынешней ситуации в нашей стране в этом аспекте и говорить нечего. Понять и принять (в небольших размерах) инфляцию мы можем: дело привычное.
Но вот шринкфляция — это типичное дурилово, лохотрон массовый, и здесь обидно. Кто-то далеко не бедный и не голый, собирая с миллионов людей по нитке, остается как бы вне инфляционных проблем.
Явление это, понятно, далеко не чисто украинское. Только вот в некоторых торговых сетях Германии и Франции взяли за правило выставлять специальные ценники об изменении (читай — уменьшении производителем) веса или объема товара.
Хочется надеяться, что когда (заметьте, я говорю когда, а не если) Украина станет членом Евросоюза, то у нас будет внедрена эта честная практика.
Валерий Боянжу, Херсон – Одесса