Это место с первых лет существования Церкви привлекало христианских паломников, но в начале II века император Адриан, враждебный как к иудейству, так и к христианству, решил уничтожить все следы обеих неугодных ему религий. Он полностью перестроил Иерусалим, назвав его Элией, срыл Голгофский холм, засыпал пещеру св. Гроба и соорудил там храм Венеры.
Когда император Константин принял христианство, он приказал снести капище и начать раскопки на святом месте. «Снимали слой за слоем, – пишет современник событий Евсевий, – вдруг в глубине земли, сверх всякого чаяния, оказалось пустое пространство, а потом – честное и всесвятое знамение спасительного Воскресения». Это была пещера Гроба Господня. Император снабдил иерусалимского епископа Макария средствами для возведения над пещерой храма.
Через некоторое время Палестину посетила мать Константина Елена. У Евсевия нет сообщений о том, что ей удалось найти подлинный Крест Христов. Но во второй половине IV века эта реликвия уже чтилась в Иерусалиме. Св. Кирилл свидетельствует, что части Креста были разосланы по всей империи. Согласно св. Иоанну Златоусту, признаком, по которому узнали, что это именно Крест Господень, послужила надпись на нем. В начале V века Руфин уже определенно связывал находку с именем св. Елены, а историк Созомен около 440 года записал сказание о том, как царица искала Крест и нашла его зарытым в земле близГолгофы. Чтобы удостовериться в его подлинности, на святыню положили мертвеца, и он ожил. После этого патриарх «воздвиг» Крест над молящейся толпой. Отсутствие сведений у
Евсевия дало повод историкам считать рассказ Созомена легендой. Но в том, что Крест был действительно найден, нет ничего невероятного. По иудейскому обычаю орудия казни клали в братскую могилу вместе с телами распятых. Поэтому Крест Христов мог быть захоронен рядом с разбойниками.
Как бы то ни было, почитание Креста имеет великое общехристианское значение. В честь этой святыни и был установлен праздник Воздвижения.
Накануне его во время всенощной (после Великого славословия) священник выносит
изображение Креста на середину храма. В соборных церквах есть обычай «воздвигать» его на четыре стороны света при пении «Господи, помилуй».
Александр Мень
Напомним, ранее опубликовано: Воздвижение Креста Господня