Эта история началась в 1962 году, когда Елена Вакарчук (в девичестве — Сары) училась в Ренийской школе №4, где преподавание велось на молдавском языке.
– В класс пришла учительница со списком адресов и спросила, кто хочет переписываться со сверстниками из Румынии, – вспоминает Елена. — Я взяла адрес Дойны Оприш (в девичестве). До этого и после я переписывалась с Тудорелом, Габриелой, Ольгой, но недолго. А вот с Дойной переписка продолжается всю жизнь.
– На каком же языке вы переписываетесь?
– Я всегда писала письма на своем родном молдавском языке, который очень похож на румынский. Только румынский, на мой взгляд, более элегантный. Например, к женщинам они обращаются «доамна», то есть дамы, а молдаване говорят «цаца», то есть тетя. Соответственно, к мужчинам в Румынии обращаются «домнул» – господин, а у нас говорят «бадья» – бадя Костя, бадя Санду.
Относительно шрифта, моя подруга Дойна пишет на латинице, однако для меня это не проблема, ведь в школе я учила французский язык. К тому же французский, румынский, молдавский – это одна романская языковая группа.
Я пишу письма в Румынию кириллицей. Дойна немного знает русский язык – и прочесть нетрудно.
Вообще я считаю так: если люди действительно хотят понять друг друга, не имеет значения, на каком языке они общаются.
Елена Вакарчук имеет целый архив переписки. Кроме конвертов, здесь множество фотографий и поздравительных открыток.
– Раньше вообще перед праздниками покупали десятки открыток, чтобы поздравить всех родственников и друзей, живущих в других городах и селах, – говорит Елена. – Современной молодежи это кажется странным.
Одна из самых любимых открыток – поздравление с праздником Мэрцишор, который отмечают и в Румынии, и в украинском Придунавье, даря друг другу красно-белые бутоньерки.
– В детстве мы писали друг другу о школьных событиях, вырезали из журналов фотографии артистов, покупали цветные открытки с изображениями городов и обменивались ими. Мне нравилось рассматривать дома и проспекты румынских городов. У нас тоже города красивые – я присылала Дойне открытки с видами Одессы и других городов.
– О чем была ваша переписка уже во взрослой жизни?
– Мы вышли замуж, у нас родились дети – и этим мы, конечно, делились. Одна из моих любимых фотографий Дойны, где она – молодая мама с сынишкой на руках. Он уже взрослый мужчина, работает на международных авиалиниях. Когда в 2008 году он был в Одессе, попросил родителей приехать на встречу с ним. Назад они решили ехать через Рени – Дойна захотела найти меня.
Как сейчас помню: стоит во дворе незнакомая женщина и спрашивает:
– Ты меня не узнаешь?
– Нет, извините, не узнаю.
– Я – Дойна.
— Знаешь, ты в моем представлении все еще та молодая женщина, с длинными черными волосами и маленьким ребенком на руках. Сейчас покажу твою фотографию.
Дойна очень удивилась, что у меня сохранились все ее фото. В молодости она переезжала из Галаца в Бухарест, и все фотографии детства и молодости потерялись. Мой сын сфотографировал весь архив и по Вайберу отправил Дойне – она очень радовалась, что все удалось восстановить.
– Получается, вы сохранили архив своей подруги. И как же состоялась ваша единственная встреча?
— Дойна с мужем так спешили, что нам не удалось даже чаю выпить. Единственное, что я успела, собрать им в дорогу вкусненькое – они из самой Одессы практически ничего не ели, а дорога была длинная.
– А вы не пытались за эти годы съездить в Румынию, чтобы увидеться с подругой?
– Конечно. В 1980 году мне добралась профсоюзная путевка в Румынию и Болгарию, и я начала собираться. Тогда и в Румынии, и в СССР люди жили скромно: Дойна попросила привезти ей кроличью шапку. Кроме этого, я приготовила несколько коробок кишиневских конфет.
В те годы попасть за границу было непросто. Перед поездкой всю нашу группу собрали в Одессе, где инструктировали. Говорили, что мы должны держаться группами и вести себя прилично, потому что представляем Советский Союз, о стране будут судить по нашему поведению.
Еще больше меня инструктировал дома мужчина: «Не смей там ни с кем разговаривать – за вами будет следить КГБ». Он так меня испугал, что я забыла взять адрес Дойны, который заранее написала на отдельном листе бумаги. Когда уже приехали в Румынию, я поняла, что адреса нет. Дойна недавно сменила место жительства – я еще не запомнила название улицы и номер дома. Я так плакала. А ведь очень готовилась к этой встрече.
– Наверное, сейчас во время переписки вы уже используете современные средства связи?
– Иногда мне в этом помогает сын, а подруге – дочь. Недавно Дойна по Вайберу прислала групповое фото, и я обратила внимание, что все женщины намного старше ее. Я спросила – кто это? И она рассказала мне свою печальную историю. Оказывается, ее дядя был арестован и расстрелян как враг народа. Дойна мне объяснила: «У вас был Сталин, а у нас — Чаушеску». Затем арестовали и родителей Дойны, бросили их в тюрьму. Ее мама была на четвертом месяце беременности, поэтому Дойна родилась в тюремных застенках. Эту историю она узнала от мамы спустя много лет, когда стала взрослой. И теперь женщины, которые были в неволе, раз в год собираются – это было фото подруг по несчастью.
Дойна спросила, не пострадала ли моя семья во время политических репрессий? Мои родители – нет, а вот мои родственники по линии мамы – да. В послевоенные годы их отправили в Сибирь. Разрешили вернуться в Молдову только после развенчания культа Сталина, но запретили появляться в родном селе. Так что в истории у нас многое совпадает.
– Вы планируете все же увидеться со своей подругой?
— Мне этого очень хочется. Мечтаю, что Дойна приедет ко мне на несколько дней – и мы наговоримся за всю жизнь.
Читайте также:
Многих женщин интересует вопрос, нужно ли мыть волосы перед покраской. Некоторые считают, что мытье головы…
21 апреля в Украине ожидается теплая и солнечная погода с температурой от 21 до 26…
Как себя будут чувствовать метеозависимые?
Апрель завершает свою динамичную астрологическую повестку мощными конфигурациями, которые затрагивают все жизненные сферы, меняют энергетический…
Почему одни дети становятся полными копиями своих родителей, а другие очень похожи на бабушку или…
С возрастом у многих появляются брыли — обвисание кожи по бокам подбородка.