Наши читатели часто обращаются к нам с вопросами на разные волнующие темы. Наиболее популярная, кроме пенсионного обеспечения, – оплата коммунальных услуг. Пенсионеры, как самая ответственная часть потребителей, стараются оплачивать счета вовремя и без долгов, даже если приходится экономить на продуктах питания. При этом нам, журналистам, пожилые люди часто задают один и тот же вопрос: почему плата за коммунальные услуги превышает 15% дохода семьи. Это же незаконно – говорят нам.
Мы решили «разложить по полочкам» все, что связано с расчетом субсидии и размером обязательного платежа. Тем более что с мая произведут перерасчет субсидии (начинается неотопительный сезон): у кого-то она станет меньше, а кто-то вообще лишится помощи. Почему? Попробуйте с нашей помощью произвести расчеты и сделать выводы.
Когда можно рассчитывать на субсидию?
Напомним, что до 2015 года размер обязательного платежа действительно составлял 15% (для трудоспособных) и 10% (для нетрудоспособных) от совокупного дохода семьи. В 2015 году было принято много изменений, которые отразились на процедуре назначения государственной помощи на оплату коммуналки. Изменилась и формула расчета субсидии. Тогда размер обязательного платежа стали определять индивидуально, в зависимости от размера ежемесячного дохода семьи в пересчете на одного человека. Правда, потребители по-прежнему слышали о пресловутых 15% дохода, но говорилось о них уже в другом смысле (что и вводило людей в заблуждение). Чиновники говорили о том, что субсидию могут получить те семьи, в которых коммунальные расходы превышают 15% совокупного ежемесячного дохода.
В настоящее время, согласно Постановлению №848 от 21 октября 1995 года* (с изменениями от 7 апреля 2017 г.), субсидии назначаются при наличии разницы между размером платы за жилищно-коммунальные услуги, сжиженный газ, твердое и жидкое печное топливо в пределах норм потребления и объемом определенного Кабинетом Министров Украины обязательного процента платежа.
По какой формуле считают?
Расчеты по определению размера субсидии для возмещения расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг осуществляются в следующей последовательности:
1. рассчитывается среднемесячный совокупный доход и обязательная доля платы за жилищно-коммунальные услуги;
2. определяется общий месячный размер платы за жилищно-коммунальные услуги в пределах норм потребления (социальных норм и нормативов) в конкретном населенном пункте;
3. рассчитывается размер субсидии (как разница между стоимостью платы за жилищно-коммунальные услуги в пределах норм потребления и размером обязательного платежа).
При этом размер обязательного платежа рассчитывается по следующей формуле:
- определяется среднемесячный совокупный доход семьи – размер дохода семьи за предыдущие шесть месяцев;
- среднемесячный совокупный доход семьи делится на количество членов семьи – и таким образом определяется среднемесячный доход на одного человека;
- доход на одного человека делится на размер прожиточного минимума и определяется соотношение дохода семьи и размера прожиточного минимума на одного человека;
- полученный результат делится на 2, а потом умножается на 15%, и получаем процент обязательной платы за услуги.
Для примера рассмотрим две семьи:
первая – два человека с совокупным доходом 4000 грн. в месяц;
вторая – три человека с совокупным доходом 6000 грн. в месяц.
Уточним, что при перерасчете с 1 мая учитываются доходы семьи за третий-четвертый кварталы 2017 года, а также прожиточный минимум, действовавший на тот момент, – 1624 гривни.
И в первом, и во втором случаях среднемесячный доход на одного человека составит 2000 грн., поэтому процент обязательного платежа у этих семей будет одинаковый: 9,23% = (2000 : 1624) : 2 х 15%.
А размер обязательного платежа в гривнях у двух будет отличаться, поскольку у них разный совокупный доход:
1-я семья – 4000 грн. х 9,23% = 369,20 грн.
2-я семья – 6000 грн. х 9,23% = 553,80 грн.
Соответственно, при одинаковом размере платежа за коммунальные услуги (например, 1000 грн.) размер субсидий тоже будет разный:
1-я семья – 1000 грн. – 369,20 = 630,80 грн.
2-я семья – 1000 грн. – 553,80 = 446,20 грн.
Получается, что в обоих случаях процент обязательного платежа для семей на одного человека будет одинаковым, а вот его размер в гривнях будет больше при большем количестве зарегистрированных в жилом помещении лиц. Из формулы расчета можно также сделать вывод, что чем меньше доходы у семьи, тем ниже ее расходы на коммуналку и больше помощь со стороны государства. К слову, государство намерено сократить расходы на выплату субсидий, в связи с чем в последние годы предпринимаются разные меры с целью уменьшить количество субсидиантов.
Проверят доходы и примут решение
Согласно статистике, в марте 2018 года субсидии на оплату жилищно-коммунальных услуг в Украине получали более 6 млн. семей, что составляет 44% от общего количества домохозяйств. В то же время эксперты уверяют, что в отопительный сезон субсидиями пользовалось более 50% населения. На летний период количество субсидиантов уменьшится. Это связано, как минимум, с двумя причинами. Первая – летом не нужно платить за отопление (это самая дорогостоящая услуга). Вторая – в прошлом году многим повысили пенсию, а также выросла минимальная зарплата.
В настоящее время сотрудники управлений социальной защиты населения собирают информацию – через Пенсионный фонд, центры занятости, Государственную фискальную службу, фонды соцстраха, ОСМД и жилищно-коммунальные организации. Таким образом они уточняют информацию о расходах и доходах граждан и о наличии задолженности по оплате за коммуналку.
После завершения процесса проверки работники «собесов» в течение десяти дней должны принять решение о назначении или неназначении субсидии и проинформировать об этом потребителей.
*«Об упрощении порядка предоставления населению субсидий для возмещения расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, приобретение сжиженного газа, твердого и жидкого печного бытового топлива».
На субсидию не влияют…
Размер субсидии зависит от доходов всех членов семьи, зарегистрированных в жилом помещении. Обратите внимание, что в совокупный доход семьи не учитываются следующие доходы:
- зарплата и все виды социальной помощи участников АТО;
- одноразовые выплаты при рождении и усыновлении ребенка;
- помощь опекунам детей-сирот;
- стоимость бесплатно полученных санаторно-курортных путевок;
- государственная помощь переселенцам на оплату коммунальных услуг;
- выплаченные алименты;
- доходы от размещения депозитов в банке;
- зарплата членов избирательной комиссии;
- денежная помощь общественных и благотворительных организаций;
- одноразовая материальная помощь от местных властей, предприятий и организаций.
ТОЛЬКО ФАКТЫ
Около 500 гривен составил средний размер субсидии в марте 2018 года.
В 2018 году размер субсидии уменьшился на 62% по сравнению с суммой помощи, которая выплачивалась в 2017 году.
Сергей Задорожный