No menu items!
Понедельник, 6 мая, 2024
ГлавнаяНовое в законодательствеБудут ли сажать за гречку?

Будут ли сажать за гречку?

Следующий год в Украине – выборный. Нам предстоит избирать как президента, так и новый состав парламента. В связи с этим в Верховную Раду подан законопроект, направленный на усиление ответственности за нарушение избирательного законодательства. О каких нарушениях и какой ответственности идет речь?       За что и как будут штрафовать? Примечательно, что инициатором такого не […]

Следующий год в Украине – выборный. Нам предстоит избирать как президента, так и новый состав парламента. В связи с этим в Верховную Раду подан законопроект, направленный на усиление ответственности за нарушение избирательного законодательства. О каких нарушениях и какой ответственности идет речь?

     

За что и как будут штрафовать?

Примечательно, что инициатором такого не экономического, а чисто политического документа является Кабмин. Сам по себе напрашивается вопрос: а нет ли в этом подвоха? Обычно перед выборами украинские власти неохотно идут на подобного рода изменения, надеясь с помощью старых правил использовать свой административный ресурс. Тут же все наоборот –  власть предлагает выбирать по-новому. Мало того, законопроект предусматривает внесение изменений в другие законодательные акты Украины с целью ужесточить ответственность граждан за нарушение избирательного права.

  • Под ответственность попадают не только те, кто с нарушениями проводит предвыборную агитацию и участвует в работе избирательных комиссий, но и простые избиратели, то есть мы с вами. В частности, в законопроекте прописано, что:
  • за нарушение правил предвыборной агитации, передачу избирателям денег, товаров, услуг и других материальных ценностей, стоимость которых не превышает 3% размера минимальной заработной платы (на сегодня это 111 грн.), предусматривается штраф в размере от двухсот до трехсот не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (до 5100 грн.);
  • за публичное разглашение избирателем результатов волеизъявления путем демонстрации бюллетеня, а также его сокрытие, уничтожение и вынос за пределы помещения для голосования предусматривается штраф в размере от ста до двухсот не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (до 3400 грн.);
  • за препятствование деятельности субъекта избирательного процесса при исполнении им своих полномочий предусматривается наложение штрафа в размере от пятидесяти до ста не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (до 1700 грн.), а на должностных лиц – от ста до ста пятидесяти не облагаемых налогом минимумов доходов граждан (до 2550 грн.).

Не только гривней будут наказывать нарушителей избирательного процесса, но и реальными тюремными сроками. Законопроектом предусмотрено, что уголовная ответственность, к примеру, наступает:

  • при препятствовании осуществлению избирательного права, работе избирательной комиссии и деятельности официального наблюдателя (карается лишением свободы на срок до десяти лет);
  • при осуществлении фальсификации, подделки, похищении и уничтожении избирательной документации (карается лишением свободы на срок от двух до десяти лет);
  • при нарушении тайны голосования (карается лишением свободы на срок до пяти лет);
  • при подкупе избирателя и кандидата, который баллотируется на выборах (карается лишением свободы на срок до шести лет). 

    

«Кусок хлеба» или свобода…

Не вызывает сомнений, что с такими явлениями, как «мертвые души», «карусели» с бюллетенями, массовым и небескорыстным «снабжением» избирателей гречкой и другими продуктами питания нужно бороться. И в целом законопроект именно на это и направлен. В документе даже прописано, что, за исключением организаторов преступления, от уголовной ответственности освобождаются и те, кто совершил подкуп, но добровольно сообщил об этом в правоохранительные органы.

И все же к проекту закона есть вопросы. К примеру, касательно предложенных дополнений к трактовке такого понятия, как подкуп. В частности, раздачу избирателям товаров, содержащих визуальные изображения партийной символики, упоминание имени или изображения кандидата, который баллотируется на выборах, предлагается не считать неправомерной выгодой. Правда, при условии, что стоимость таких товаров не превышает 3% размера минимальной зарплаты (3723 грн.). Получается, что ту же гречку или рис с брендом партии на кульке или фото самого себя красивого, если стоимость раздаваемого – до 111 гривен, предлагать избирателям можно?

Кроме того, не стоит сбрасывать со счетов и то, в каком тяжелом материальном положении находятся наши граждане, особенно преклонного возраста. Да, к сожалению, для многих из них выборы – это еще и возможность немного заработать на хлеб. И теперь выходит, что за этот «кусок хлеба» они могут оказаться за решеткой? А может быть, расчет сделан на то, чтобы таким образом снизить явку пенсионеров?


До 5 кг можно брать

Сейчас в магазинах гречка стоит в среднем 20 грн. за кило. Если бы выборы были сейчас, то без последствий можно было бы «брать» около 5 кг гречки от каждого кандидата. И то хорошо!


Благодарность президенту

В 2014 году президентом Чили уже во второй раз стала Мишель Бачелет*. Она сразу пообещала провести 50 экономических реформ в первые 100 дней своего президентства. И многое ей удалось. Она усилила экономику страны, создала современную систему здравоохранения и образования. Несмотря на то, что в стране случаются коррупционные скандалы, с подачи Мишель Бачелет с проявлением коррупции борются жестко и бескомпромиссно. За время ее пребывания «у руля» чилийцы по праву оценили работу своего президента. В марте этого года Мишель Бачелет, после истечения срока пребывания на  президентском посту, ушла с должности. Провожая ее, граждане Чили заполонили улицы Сантьяго и единогласно скандировали «Спасибо! Спасибо!».

* Мишель Бачелет была на посту президента Чили дважды: c 11 марта 2006 года по 11 марта 2010 года и c 11 марта 2014 года по 11 марта 2018 года.

Сергей Задорожный

Новое на сайте