Немного истории
В Очакове, а он недалеко от древней Ольвии, мемориальную табличку повесили на доме, где жил продавец старины Шепсель Гохман. Он в конце 19-го века заказал ювелиру не какую-нибудь вульгарную безделушку, а золотую 500-граммовую тиару скифского царя Сайтаферна.
Этот будто бы древний головной убор создал одесский уникум, самородок, ювелир-гравер Израиль Рухомовский. Гохман продал тиару не на одесском «Привозе», а в парижском Лувре. За просто гигантские на то время деньги – 200 тысяч франков. Парламент Франции утверждал эту покупку! Вся Европа любовалась этой «древней» тиарой с 1896 по 1903 годы.
После расследования, проведенного правительством Франции, тиару переместили из античного зала в зал декоративного искусства – как одну из величайших работ современности. Десять лет назад на стене дома Рухомовского в Одессе мемориальную доску повесили.
«Фуфло» в красивой упаковке
Ну а вот новость нынешнего племени одесских мошенников, на особняки каких-либо памятных досок никто вешать не будет: в Одессе судят организаторов масштабной сети цехов поддельной бытовой химии. Было изъято более 30 тонн сырья и готовой продукции почти на 53 миллиона гривен. А также оборудование для изготовления этого фуфла, 40 тысяч единиц подготовленной для фасовки тары, упаковочные материалы, маркированные логотипами мировых брендов.
Для подпольного производства организатор использовал производственные помещения бывшего завода в пригороде Одессы, где специализировано оборудование для полного технологического цикла изготовления бытовой химии. Цех по производству контрафакта члены организованной группы замаскировали под легальное производство бытовой химии торговой марки.
А вот еще один пример того, что дело Остапа Бендера живет и процветает: в Одесской области «повязали» производителя кофе известных брендов. Помните, у Аркадия Райкина был номер «в греческом зале, в греческом зале», когда его персонаж с товарищем, несмотря ни на что, распили бутылку вина где-то в подсобке Эрмитажа, «в кромешной тьме, в антисанитарных условиях». Именно в таких условиях одесское чудо в перьях упаковывало свой продукт. Правоохранители изъяли 700 килограммов кофе в зернах и растворимого, всего же этот бизнесмен «похудел» на 1,6 миллиона гривен.
А где же названия подделок?
Что важно: за четверть века в журналистике автору этих строк неоднократно приходилось сообщать читателям моей газеты о подобных мошенничествах. И не было ни разу, чтобы от них не поступали возмущенные вопросы: что же вы не даете названий подделываемых марок?
На всякий случай предварю такой вопрос и сейчас: мы не имеем права дискредитировать торговые марки разных видов и продуктов, и не продуктов – а подлелывают у нас многое. Правоохранители очень редко обнародуют хоть какие-то характерные отличия: возможно, потому, что нет этих отличий. А просто безосновательно вспомнить отрицательно торговую марку кофе, водки, коньяка, парфюмерии, бытовой химии и так далее – это для СМИ значит нарваться на судебное решение.
Какую воду пьем?
«Всю контрабанду делают в Одессе, на Малой Арнаутской», — уверял еще 100 лет назад Остап Бендер. Вышеописанная химия – это контрафакт, то есть подделка. А вот вам еще пример в тему, связанный, правда, не с Одессой, но, тем не менее. В интернете появилась информация о том, что АМКУ (Антимонопольный комитет Украины) начал расследование против производителя бутилированной воды из-за возможного введения в заблуждение потребителя.
Сайты указывают название воды, подчеркнув, что качают ее из скважины, а не из источника. И скважина эта расположена в сотне километров от той горной местности, которая значится в названии воды. Но ключевое слово в этой информации — возможно. И действительно, мошенниками эту фирму может назвать только суд. А может, и не назвать. И еще: да, на официальном веб-портале АМКУ сообщается о начале рассмотрения дела по этой фирме. Указан и срок рассмотрения – три года. ТРИ! Это не ошибка. За это время, как говорил знаменитый Ходжа Насреддин, «либо шах умрет, либо ишак сдохнет». Вот только после этого мы с вами уже будем достоверно знать, все хорошо с этой водой, или она, как в Одессе шутят, «из лучших унитазов Парижа». Много воды утечет к тому времени.
***
Возвращаясь к теме вышеперечисленных одесских «жульманов», скажем, что последние 30 лет жизни создатель царской тиары Израиль Рухомовский провел в Париже. И ошибется тот, кто допустит, что в парижской тюрьме. Нет, он работал реставратором в Лувре, потом стал популярным ювелиром. А вот современным «криминальным талантам» искренне хотелось бы пожелать тоже не отсиживание. Нет, пусть у них останется по паре трусов и носков, а «все нажитое непосильным трудом» они (добровольно, конечно же) донатят нашим ВСУ.
Кстати, в одной из ближайших публикаций мы расскажем о недавно ставшем едва ли не самым обсуждаемым законопроекте №11340*, который многие трактуют как возможность для «жирных кошек» откупиться от уголовной ответственности.
Валерий Боянжу, Херсон — Одесса
*Документом предполагается, что подозреваемые в коррупции чиновники смогут просто заплатить штраф и избежать тюрьмы.