Перед праздниками, в том числе новогодними, большинство одесситов и гостей города традиционно отправляется за подарками на «7-й километр» — самый крупный промрынок Одессы. Знаменитый «толчок» — одна из визитных карточек города. Как Одесса стала торговой столицей бывшего СССР? Как появился рынок и почему он носит название «7-й километр»?
Улочки Староконки
Когда-то в самом сердце Молдаванки располагался Староконный базар — один из старейших рынков Одессы. Здесь можно было покупить или увидеть разных животных и птиц. А за Староконкой в 80-е годы продавали редкий заграничный товар. И вполне по умеренной цене. Сейчас сложно представить, что заграничные джинсы вызывали настоящий ажиотаж, а их покупка оказывалась целым событием в жизни. Молодому поколению вообще сложно понять, что такое дефицит. А между тем, в советской стране, когда не было изобилия одежды и красивых товаров, люди точно так же хотели хорошо одеваться, как и сейчас.
Есть спрос — возникает и предложение. Именно поэтому появилось немало тех, кто продавал востребованные товары из-под полы. Местом, где возник импровизированный промтоварный рынок, стали окраины Староконки. В народе его прозвали толчок. Со временем базар разростался и постепенно стал занимать пространство на окрестных улицах. Дирекция Староконного базара задумалась: необходимо с этим что-то делать. А городское начальство схватилось за голову — какой позор в самом центре советской Одессы!
Кукурузное поле возле железной дороги
С 19 декабря 1989 года — а именно с этой даты принято вести отсчет «возраста» знаменитого «7-го километра» — торговцев со Староконного рынка «перевели» за пределы города. Их разместили недалеко от совхоза «Авангард», где находились заброшенные кукурузные поля. Рядом проходила автомобильная трасса на Овидиополь, где стоял указатель с надписью «7 км». Он и стал ориентиром.
Одесситы принялись осваивать новое место. Первое время торговали с газет. Некоторые вместо прилавков использовали раскладушки.
Основателем официального рынка считают Виктора Добрянского. В то время он председательствовал в совхозе «Авангард» и смог добиться от властей разрешения сдать заброшенное совхозное поле в аренду промышленному рынку, который был зарегистрирован как «Авангард». Кстати, и сегодня официальное название «7-го километра» — рынок «Авангард». Но «в народе» редко кто так называет местную достопримечательность.
По распоряжению Добрянского для работающих на рынке стали оборудовать торговые места: устанавливать столы, навесы и металлические ящики, запирающиеся на замок. В них можно было на ночь оставлять товар. За всем этим присматривала охрана, нанятая руководством рынка.
Вторая жизнь толчка
Пространство рынка огородили, а внутри с раннего утра и до вечера толкалось множество народу. Толчок стал похож на маленький город. Причем «город» был денежным, что привлекало внимание криминалитета.
Всевозможные «разводы» и провокации стали здесь обычным делом. Появились так называемые профессиональные «толкачи»- воры. Они, болтаясь в толпе, обчищали карманы, воровали товар, подбрасывали «куклы» с фальшивыми деньгами и так «нагревали» доверчивых покупателей на большие суммы. Так что первое время толчок представлял собой весьма опасное место. И отправляясь туда, нужно было соблюдать повышенную осторожность.
После распада СССР появилась возможность ездить за границу, и огромное количество людей хлынуло за товаром в соседние Турцию и Польшу. Организовывались морские «туры» на потрепанных временем судах в Стамбул. Люди терпели неудобства, лишь бы добраться до стамбульского рынка и накупить как можно больше товара. Полуподпольные путешествия в Польшу считались более опасными, чем в Турцию. Часто по дороге вооруженные бандиты останавливали автобусы и, угрожая оружием, отбирали у пассажиров то, что они везли. Пытаясь заработать, люди перед поездкой брали деньги в долг или закладывали свое имущество, а в итоге теряли все. Перевозчики стали нанимать охрану. Но получалось еще хуже. Охрана затевала перестрелки с бандитами, и под пули попадали случайные люди.
Вечные кризисы
После распада Союза разразился экономический кризис, и для многих торговля стала единственной возможностью выжить. Толчок разрастался. Очень скоро вместо столов на рынке появились списанные в морском порту контейнеры: они идеально подходили под небольшой магазин. Их можно было запирать, в них помещалось много товара. Контейнеры стоят на рынке и сейчас.
Сегодня рынок переживает не лучшие времена. Многие эксперты прогнозируют дальнейший спад торговли на нем. Это связано с появлением продаж через интернет. Уже не редкость здесь такая картина: в пустом контейнере стоит стол с компьютером, перед ноутбуком сидит один человек. Это — офис интернет-магазина, где обороты торговли могут быть больше, чем в нескольких соседних контейнерах.
Тем не менее, «7-й километр» все равно остается крупнейшим рынком на просторах бывшего СССР. Пока еще он обеспечивает работой много людей не только из Одессы, но и из ближайших областей. И как бы ни сложилась дальше судьба знаменитого рынка, он навсегда останется частью истории современной Одессы.
«7 километр» в цифрах
Общая площадь рынка — 110 гектаров. Из них застроено 75 гектаров.
На рынке зарегистрировано 15 тысяч торговых точек. Это магазины, контейнеры, склады, павильоны.
Здесь официально трудоустроены 60 тысяч человек, из них 20 тысяч — это субъекты предпринимательской деятельности.
На территории есть три медпункта, скорая помощь, отделение полиции, автостанция, три автостоянки, банк, две гостиницы, сеть заведений общественного питания.
Ирина Лобусова