Сегодня исполняется 25 лет со дня смерти актрисы Татьяны Пельтцер. Несмотря на то, что на экране она появилась только в 49 лет, зрители буквально обожали ее. Когда ей было 66 лет, она снялась в «Приключениях желтого чемоданчика», и фильм получил приз Венецианского фестиваля во многом благодаря Пельтцер. Бабушка, которая танцевала на крыше, лазала по заборам и взбиралась на крышу троллейбуса, запомнилась членам жюри на всю жизнь.
О семье
Предок актрисы Наполеон Пельтцер 19-летним юношей пришел пешком в Россию с берегов Рейна еще во времена Ивана Грозного. Отец Татьяны Ивановны был актером и педагогом, а мать — дочерью киевского раввина. Девочка часто играла с отцом на сцене, а свой первый гонорар она получила в 9 лет. Диплома о театральном образовании у нее не было — училась дома, у отца и всегда очень гордилась этим.
Брат Пельтцер — Александр занимался разработкой первых гоночных автомобилей «Звезда», сам их испытывал, трижды становился гонщиком-рекордсменом страны, работал главным инженером ЗИЛа. Во время испытаний он попал в аварию и остался инвалидом на всю жизнь.
О браке и жизни в Германии
В 23 года Татьяна Ивановна познакомилась с гражданином Германии Гансом Тейблером, вышла за него замуж и уехала из страны. Так как она блестяще говорила по-немецки, то быстро нашла себе работу — устроилась машинисткой. Когда известный немецкий режиссер Эрвин Пискатор узнал, что у нее есть актерский опыт, пригласил Пельтцер в свой театр. Но долго актриса в Германии не выдержала — через четыре года подала на развод и вернулась на родину.
О первой славе
В 1947 году Пельтцер стала работать в Театре Сатиры. Одной из первых ее ролей на его сцене стала деревенская тунеядка-картежница Лукерья Похлебкина в спектакле «Свадьбе с приданым». Театральная постановка была удостоена госпремии, и в 1953 году ее экранизировали. Образ своей героини Татьяна Ивановна создала с таким мастерством, что зрители еще долгое время писали актрисе письма с советами, как избавиться от алкоголизма.
О народной любви
В стране не было человека, который не знал бы Татьяну Пельтцер. Актрису узнавали на улицах, в магазинах, на рынках и очень часто отказывались брать с нее деньги за покупки. Татьяна Ивановна была очень щепетильным человеком и очень не любила быть кому-то обязанной. Наверное, поэтому она никогда не брала сдачу у продавцов и старалась пореже ходить за покупками. Но зато сама она часто делала подарки и помогала тем, кому жилось хуже. Даже цветы, огромное количество которых ей дарили после каждого спектакля, она не несла домой, а раздавала коллегам.
Об отношениях с бывшим мужем
С экс-мужем Гансом Тейблером актриса сохранила хорошие отношения до конца жизни. Его внук от второго брака Жак учился в Московском университете и частенько обедал у Татьяны Ивановны. Ольга Аросева рассказывала, что как-то Пельтцер и Тейблер, когда им было уже за семьдесят, случайно встретились на отдыхе в Карловых Варах. У них зашел разговор о прошлом и они в течение получаса на повышенных тонах очень эмоционально выясняли, кто-же все-таки виноват в том, что они разошлись. Окружающие были в восторге от этого зрелища.
О несоответствии экранному образу
Зрители так привыкли к экранному образу актрисы — невзрачной старушке, что были бы очень удивлены, увидев Татьяну Ивановну в жизни. Она слыла невероятной модницей даже в актерской среде и одевалась с большим вкусом. У нее было множество поклонников, случались и романы, но эту сторону своей жизни она никогда не обсуждала. Любой разговор на эту тему она безжалостно пресекала какой-нибудь едкой шуткой. Актриса следила за фигурой, постоянно делала упражнения, которые вряд ли бы смогли повторить даже те, кто был намного моложе.
О любимом времяпрепровождении
Пельтцер обожала играть в преферанс, но очень требовательно относилась к компании для игры. В число ее постоянных партнеров за карточным столом входили актрисы Ольга Аросева, Валентина Токарская и администратор театра Геннадий Зельман. Татьяна Ивановна часто проигрывала и относилась к этому очень болезненно. Как-то на гастролях в Польше Александр Абдулов выиграл у Пельтцер 9 копеек. Сумма была просто смешной, но сам факт проигрыша так обидел актрису, что она вспоминала это Абдулову целый месяц.
О кулинарных пристрастиях
Татьяна Ивановна очень хорошо готовила, но главным священнодействием по утрам было приготовление кофе. Она признавала кофе только свежего помола, поэтому лично покупала зеленые зерна и обжаривала их утром на одну порцию. Заваривала она этот напиток по особому рецепту. К нему на завтрак обязательно готовили овсяную кашу на пару и «ромбики» с икрой. Завтракать в одиночестве актриса не любила, поэтому часто по утрам приглашала к себе Ольгу Аросеву, которая жила по соседству.
О характере
Острый язык Пельтцер был хорошо известен коллегам по цеху. Она невидела фальшь в любом виде, была прямолинейной и всегда в глаза говорила, что думает. За это и за строптивывй характер ее многие не любили. Как-то во время собрания труппы за пристрастие к спиртному «прорабатывали» известного актера Бориса Новикова. После того, как Пельтцер со свойственной ей бескомпромиссностью высказала ему свое мнение, он в сердцах заявил ей: «А вы, Татьяна Ивановна, помолчали бы! Вас вообще никто не любит, кроме народа!».
О жизни
Татьяна Пельтцер часто соглашалась сниматься в фильмах у неизвестных режиссеров. Таким образом она пыталась поддержать талантливую молодежь, оправдываясь перед друзьями: «Он, кажется, талантлив. Надо помочь». Для такого случая она всегда держала специальную сумку, в которой главное место занимал коврик для зарядки. Однажды во время репетиции она услышала, как молодые актеры жалуются на жизнь, возмутилась: «Да что вы плачетесь! Живите и тому радуйтесь: ведь какое это благо — жить!».
О последних годах
Советы врачей Пельтцер никогда не слушала и делала все, что ей нравилось: в свои 85 лет она курила «Мальборо» и пила крепчайший кофе. Вскоре она стала терять память и ее положили в клинику для душевнобольных. После лечения она вернулась в театр, но уже с трудом передвигалась, плохо запоминала текст, путала реплики. Одним из последних спектаклей, в котором сыграла Пельтцер, была «Поминальная молитва». Роль Берты в этой пьесе драматург Григорий Горин написал специально для нее. Играла Пельтцер вместе с Абдуловым и на протяжении всего действия он шепотом подсказывал ей реплики. Спектакль произвел огромное впечатление на зрителей, многие плакали, понимая, что навсегда прощаются с великой актрисой.
Дружба с Захаровым началась с ссоры
Когда в Театр Сатиры пришел работать молодой режиссер Марк Захаров, он сразу же собрал актеров и стал обсуждать с ними постановку нового спектакля «Доходное место». Режиссер ознакомил их со своим видением будущей постановки — объяснил свой режиссерский замысел и стиль спектакля, проанализировал пьесу и рассказал, какими видит ее героев. В зале установилась абсолютная тишина, и Захаров решил, что актеры поражены его режиссерским талантом и новаторским видением классической пьесы. Он уже было расслабился и облегченно вздохнул, как в этот момент раздался четкий и возмущенный голос Татьяны Пельтцер: «Нет, ну что же это такое — как человек ничего не умеет делать, так сразу же лезет в режиссуру?!». И только Фаина Раневская, с которой она дружила, смогла убедить ее, что постановка молодого режиссера достойна похвалы.
Со временем отношения режиссера и актрисы наладились, и Захаров очень ценил прямоту и искренность Пельтцер. Он стал одним из немногих людей в ее жизни, которым она поверяла все свои секреты.
В 73 года актриса совершила отчаянный шаг. У нее стали портиться отношения с главным режиссером Театра Сатиры Валентином Плучеком. После одной особенно драматичной ссоры Пельтцер буквально хлопнула дверью и ушла из театра, несмотря на то, что проработала там 30 лет. Марк Захаров пригласил ее в свой Ленком, где она служила до конца жизни.