В мае исполняется 85 лет со дня рождения Майи Булгаковой. Она снялась в 180 фильмах, уступая в количестве ролей только одной актрисе — Любови Соколовой.
Во ВГИК приняли из-за необычной внешности
Майя Булгакова родилась на Украине в Киевской области. Когда ей исполнилось 9 лет, началась война, и ее отец и старший брат погибли на фронте. Майя с матерью отправилась в эвакуацию в Иркутск. Там при школе была огромная бибилиотека и девочка пристрастилась к чтению. Вместе с подружкой Майя помогала фронту, собирая лекарственные травы — ромашку и крапиву. Кроме того, она очень хорошо пела и часто выступала не только на школьных концертах, но и ездила в госпиталь петь перед ранеными.
Когда мать Булгаковой стала работать администратором в кинотеатре, девочка просто «заболела» кино. Она по нескольку раз пересматривала любимые фильмы и мечтала, как станет актрисой. После школы она заявила, что едет поступать во ВГИК, но мать, которая была категорически против, кричала дочери: «В зеркало на себя посмотри! Куда тебе до артистки!». Однако на Майю эти доводы не подействовали, и она отправилась в столицу.
На приемную комиссию провинциальная девчонка никакого впечатления не произвела, не помог даже ее замечательный певческий голос. Неяркая и зажатая девушка показалась театральным мэтрам совершенно неинтересной. Но глава приемной комиссии что-то разглядел в Булгаковой и убедил коллег, что у нее очень необычное лицо, которое зрители, раз увидев, запомнят надолго.
Хотя ВГИК Майя Григорьевна окончила с отличием, внешне она не вписывалась в стандарты красоты того времени. Сразу после института она снялась у Григория Рошаля в фильме «Вольница», и больше предложений от режиссеров ей не поступало. Тогда девушка решила заняться пением и стала гастролировать с оркестром Леонида Утесова. Майя Булгакова была первой певицей в стране, которая стала исполнять песни Эдит Пиаф.
Позже Булгакову стали приглашать в свои фильмы многие известные режиссеры, а параллельно она работала в Театре-студии киноактера. Однако театра она побаивалась и говорила: «После кино все странно и страшно. В зале-то люди сидят».
За Габриловича выходила замуж дважды
Личная жизнь Майи Булгаковой складывалась счастливо, хотя и была очень бурной. С первым мужем она познакомилась еще в институте, родила дочь и тут же отправила ее к бабушке, где девочка прожила 12 лет. В то время Булгакова любила повторять: «Я не мать, я актриса. Я должна стать знаменитой!». Но после того, как ее мечта исполнилась, вторую дочь она воспитывала уже сама.
Следующий брак Булгаковой был похож на приключенческий роман. Мужем актрисы стал 28-летний режиссер и сын кинодраматурга Алексей Габрилович. Их семейная жизнь напоминала вулкан — супруги ревновали друг друга, ссорились и много раз расставались «навсегда». Габрилович грузил свои вещи и клетку с попугаем в детскую коляску и вез их к родителям, которые жили через дорогу. А Майя, рыдая, бежала за ним. Затем на короткий срок наступало примирение. Когда у Булгаковой должна была родиться вторая дочь, Габрилович отказался признавать ребенка, и супруги разошлись.
Вскоре Булгакова еще раз вышла замуж, а через год на съемках случайно встретила бывшего мужа — он жил с ней в одной гостинице. Габрилович официально признал дочь и они снова воссоединились, правда, семейного счастья хватило только на год. Несмотря на это, Габрилович всю жизнь называл себя «главным Майкиным мужем» и на этом основании даже после развода частенько мутузил других ее ухажеров.
Последней любовью Майи Булгаковой стал австриец Петер Добиас. Ради нее он развелся с женой и переехал в Москву. Добиас не только ездил с ней на съемки в другие города, но и взвалил на себя все хозяйственные и коммунальные заботы. А так как он был успешным бизнесменом, то не раз просил Майю Григорьевну закончить сниматься, но она не представляла себе жизнь без любимой работы. А кроме того, она всегда стремилась быть финансово независимой от мужчин.
Актриса обладала дерзким характером
По рассказам друзей, Майя Булгакова обладала на редкость неуживчивым характером. Она терпеть не могла «телячьи нежности», и если ей что-то не нравилось, она не церемонилась — могла запросто накричать и даже оскорбить человека. Причем прощения актриса никогда не просила, не терзалась, что обидела кого-то, а просто звонила через несколько дней как ни в чем не бывало.
Но несмотря на воинственный характер, Майя Григорьевна самоотверженно заботилась о близких ей людях. Ее дочерей и мужей по утрам ожидали на столе — горячие завтраки, а на вешалке — выглаженная одежда. Дом Булгаковой всегда сверкал чистотой, но приехав со съемок, она могла вместо отдыха броситься драить и без того безупречные полы. Мыла она их, кстати, по старинке — на коленях, как сама говорила «на карачках», не признавая никаких современных приспособлений.
Когда Петер Добиас умер, Майя Григорьевна впала в глубокую депрессию. Каждый день она писала письма своему любимому Петеру и считала, сколько дней и месяцев прошло со дня его смерти. Через полгода погибла и сама Булгакова. В октябре 1994 года они с Любовью Соколовой ехали на встречу с ветеранами, и машина врезалась в рекламный столб. Из больницы Любовь Соколова выписалась одна — Майя Григорьевна скончалась в реанимации, не приходя в сознание.
Жестокая шутка
Майя Булгакова и Алексей Габрилович жили в домах, расположенных напротив, и актриса часто в бинокль наблюдала, чем занимается ее бывший муж. Даже после развода она пристально следила за его личной жизнью. Однажды, увидев в окно, что Габрилович пригласил к себе очередную даму, Булгакова решила развлечься и вызвала по его адресу «скорую помощь», а заодно милицию и пожарных. Романтический вечер был безнадежно испорчен, а дама в квартире Габриловича больше не появлялась.