No menu items!
Пятница, 19 апреля, 2024
ГлавнаяСтатьиЛегендарные корабли одесской гавани

Легендарные корабли одесской гавани

Одесский порт с момента основания города был гаванью для многих известных кораблей. И знают о них не только в Южной Пальмире, но и далеко за ее пределами.    Пароход «Одесса» строили без чертежей В 1825 году Михаил Воронцов предложил идею организации морского сообщения между Одессой и Константинополем, а также Крымом и Кавказом. По его заданию […]

Одесский порт с момента основания города был гаванью для многих известных кораблей. И знают о них не только в Южной Пальмире, но и далеко за ее пределами.

  

Пароход «Одесса» строили без чертежей

В 1825 году Михаил Воронцов предложил идею организации морского сообщения между Одессой и Константинополем, а также Крымом и Кавказом. По его заданию инженеры представили чертежи двух судов. Но государственных денег как всегда не хватало и было решено объявить на строительство пароходов, как сейчас принято говорить, тендер. Выиграл его одесский купец Маркус Варшавский.

Пароход, постройку которого он должен был финансировать, решено было назвать «Одесса». Предполагалось, что он будет не только грузовым, но и пассажирским. Технический контроль за постройкой поручили полковнику, корабельному инженеру Илье Разумову, под руководством которого со стапелей сошли более 40 судов. Паровую машину для парохода изготовили на петербургском заводе Берда. Как обычно, не обошлось без приключений. Готовый двигатель под охраной отправили на юг по Волге. Но тут «неожиданно» ударили морозы и сопровождавшим его офицерам пришлось зимовать в Ростове. И только летом паровой двигатель прибыл в Одессу. Но тут случилось новое несчастье — умер Разумов, и оказалось, что чертежи и планы «по внутреннему расположения парохода» бесследно исчезли.

Через год корабль все-таки достроили, но в первом же рейсе произошла новая неприятность — через полторы мили от берега отказала паровая машина, и судно вернулось в порт под парусами. Наконец, неполадки устранили, и корабль с пассажирами и грузом отправился в Ялту. Здесь снова произошло непредвиденное: не хватило дров на обратную дорогу. Пришлось капитану покупать их в Ялте за собственные деньги, а на корабль их грузили не только члены команды, но и пассажиры.

«Одесса» прослужила всего семь лет, в течение которых не раз «радовала» своих создателей новыми «сюрпризами».

  

Фрегат «Тигр» стрелял по Одессе

Несмотря на то что «Тигр» был построен вдали от Одессы, отношение к ней он имеет самое прямое. В 1849 году фрегат сошел со стапелей Чатемской верфи в Англии. Стоимость строительства, по тем временам, была огромной — 450 тысяч рублей. «Тигр» был оборудован по последнему слову техники, и сначала выполнял функции «личного придворного судна» королевы Виктории. Потом стал учебным судном, а во время Крымской войны вошел в состав британской эскадры.

10 апреля 1854 года он принял участие в обстреле Одессы, а 12 мая 1854 года в 4.30 утра «Тигр» сел на мель в густом тумане, в 300 метрах от берега, в районе современной Аркадии. Все усилия капитана фрегата Джифарда снять судно с мели не увенчались успехом, и под обстрелом с одесского берега экипаж вынужден был сдаться. Однако мирно дело не кончилось — другие корабли британской эскадры обстреляли собственный фрегат, чтобы он не достался противнику. На судне вспыхнул пожар, и, по свидетельствам очевидцев, оно «эффектно взорвалось» и пошло ко дну.

Через некоторое время со сгоревшего «Тигра» подняли уцелевшую паровую машину и 12 «бомбических пушек». Двигатель установили на императорскую яхту, которую также назвали «Тигр». А из пушек в конце Канатной улицы Одессы устроили батарею, которая салютовала прибывающим кораблям. Однако вскоре чугун на многих пушках полопался, как считалось, из-за повреждений во время пожара. А одна из этих пушек в 1904 году была установлена у городской думы, где ее можно увидеть по сей день.

  

«Поповки» защищали город от турок

После Крымской войны в одесском порту появились два корабля, подобных которым Одесса не видела ни до этого, ни после. Построены они были по проекту адмирала Андрея Попова на петербургской и николаевской верфях и назывались «Новгород» и «Вице-адмирал Попов». Это были настоящие плавучие тарелки с шестью винтами, которым в народе по имени их создателя дали прозвище «поповки».

Оригинальность этих кораблей заключалась в том, что они имели почти круглую форму. Конечно, быстроходными их назвать было нельзя, но их, собственно, и задумывали, как плавучие крепости, которые будут патрулировать Днепро-Бугский лиман. На флоте о них шутили: «Удивительные корабли — никого не догонят, ни от кого не уйдут».

Когда началась русско-турецкая война, «поповки» постоянно присутствовали в акватории одесского порта. Адмирал Попов не раз обращался к командованию с просьбой — позволить его кораблям показать себя в бою, однако такого разрешения он не получил. Но хотя «поповки» и не сделали по врагу ни единого выстрела, одно их присутствие защитило город от вторжения турок. Прослужили броненосцы до 1903 года, после чего были списаны.

  

Пароход «Тургенев» прославил Катаев

О существовании парохода под таким названием знает каждый, кто читал роман Валентина Катаева «Белеет парус одинокий». К тому времени, о котором рассказывает писатель, «Тургенев» уже был стареньким пароходиком и курсировал между Одессой и Аккерманом, в течение всей недели, кроме понедельника. Катаев описывал его так: «Довольно длинный, но узкий, с двумя колесами… скорее, напоминал большой катер, чем маленький пароход».
Первый рейс по этому маршруту «Тургенев» совершил 14 июля 1885 года, и ходил по этой линии более 30 лет. В 8.00 он отходил от причала, а в 18.00 возвращался в Одессу. Одесситы предпочитали плыть в Аккерман по морю, так как до этого им приходилось добираться туда по пыльной степи на экипаже, который еле-еле тащили две полуголодные старые клячи. «Тургенев» был снабжен не только паровой машиной, но и парусами. При поломке машины или попутном ветре капитан приказывал поднимать паруса, чтобы быстрее добраться до места назначения. Кстати, у «Тургенева» на этом маршруте был конкурент — пароход «Васильев». Борьба за пассажиров была настолько сильной, что цены на билеты иногда падали более чем в два раза.


Родной «брат» «Потемкина»

Пожалуй, самый знаменитый корабль, имеющий отношение к Одессе, — броненосец «Потемкин». Но мало кто знает, что по одному проекту с ним были построены еще три корабля, один из которых — броненосец «Ретвизан» — затонул во время сражения при Порт-Артуре. Немного позже японцы подняли его с океанского дна, а американские инженеры, досконально изучив, скопировали внутреннее устройство и создали по нему более десятка кораблей для своего флота.

Новое на сайте

купить ноутбук Одесса, цены в Украине