«Поверив рекламе, я заказал по почте электробритву. Однако, получив бритву, я обнаружил, что она не работает. По телефону, указанному в рекламном объявлении, мне предложили переслать бритву назад и обещали вернуть деньги. Прошло уже три месяца, однако денег до сих пор нет, а на мои звонки в фирме не отвечают.
В. В., село Каменка, Измаильский район»
Защитить права на расстоянии сложнее
Покупка товаров по телефону или по интернету в законодательстве определяется как «дистанционная торговля» или «торговля на расстоянии». К сожалению, в дистанционной торговле возможностей защитить права покупателя значительно меньше. Тем не менее, некоторые способы все-таки существуют. Сразу предупредим, что восстановить справедливость в такой ситуации – дело непростое и длительное.
Согласно Закону Украине «О защите прав потребителей», покупатель имеет право разорвать договор купли-продажи в течение 14 дней с момента получения товара. Для того чтобы разорвать договор, необходимо заказным письмом уведомить об этом продавца. Получив такое письмо, продавец обязан вернуть деньги не позже десятидневного срока.
Куда пожаловаться?
Зачастую фирмы, занимающиеся дистанционной торговлей, не указывают адрес, по которому можно отправить письмо, ограничиваясь только номером телефона. Таким образом они нарушают действующее законодательство. Закон «О защите прав потребителей» обязывает продавца перед заключением договора сообщить покупателю следующую информацию:
- наименование предприятия торговли, его местонахождение и порядок принятия претензий;
- основные характеристики продукции;
- цены (в том числе, плата за доставку) и условия оплаты;
- гарантийные обязательства и другие услуги, связанные с содержанием и ремонтом продукции;
- порядок разрыва договора.
Если эта информация не предоставлена – нужно обращаться с жалобой в инспекцию по защите прав потребителей, а также с заявлением в полицию. В жалобе в инспекцию по защите прав потребителей необходимо детально описать ситуацию и указать, что недобросовестный предприниматель не сообщил необходимую и предусмотренную законом информацию. К жалобе обязательно нужно приложить копию квитанции об оплате и копию письма-претензии.
В заявлении в полицию нужно написать о том, что вам продали заведомо бракованный товар. Можно указать также то, что в действиях продавца имеются признаки мошенничества, поскольку товар неисправен. Фирма не предоставляет контактных данных, а ее сотрудники не отвечают на телефонные звонки.
СОВЕТЫ от «НП»
Чтобы не стать жертвой недобросовестных предпринимателей, нужно:
- требовать у продавца информацию о его местонахождении, о порядке принятия претензий и условиях возврата товара;
- требовать и хранить чеки и другие документы, подтверждающие факт покупки;
- проверять, указано ли в чеке название товара, предприятие-продавец и его юридический адрес.
Напомним, ранее мы рассказывали, что права потребителей будет защищать новая служба.