No menu items!
Суббота, 4 декабря, 2021
ГлавнаяДосугМаэстро Раймонду Паулсу - 80 лет. Зарисовки из жизни

Маэстро Раймонду Паулсу — 80 лет. Зарисовки из жизни

Сегодня Раймонду Паулсу, выдающемуся пианисту, джазисту и композитору, исполнилось 80 лет. Его шлягеры «Листья желтые», «Вернисаж», «Маэстро», «Старинные часы» и многие другие до сих пор знают и любят на всем постсоветском пространстве. Отец хотел сделать из сына скрипача Когда Раймонд только появился на свет, его отец прочел книгу о Паганини и под впечатлением от нее […]

Сегодня Раймонду Паулсу, выдающемуся пианисту, джазисту и композитору, исполнилось 80 лет. Его шлягеры «Листья желтые», «Вернисаж», «Маэстро», «Старинные часы» и многие другие до сих пор знают и любят на всем постсоветском пространстве.

Отец хотел сделать из сына скрипача

Когда Раймонд только появился на свет, его отец прочел книгу о Паганини и под впечатлением от нее решил сделать из сына скрипача. Едва мальчику исполнилось три года, отец купил ему скрипку и отвел в детский сад при Рижском музыкальном институте. Однако преподаватель, к которому он повел Раймонда, посоветовал ему не тратить времени даром: мальчик никаких способностей к музыке не имеет, а на скрипке тем более не сможет хорошо играть, так как у него короткие пальцы. А если папе так хочется, чтобы ребенок занимался музыкой, пусть попробует освоить фортепиано.

Раймонду купили пианино, которое стоило бешеных денег. Появление «черного чудовища», как позже рассказывал сам композитор, большого энтузиазма у него не вызвало. Утром Раймонд отправлялся в обычную школу, после обеда в музыкальную, а вечером садился за инструмент. Музыку он терпеть не мог, и учительница, зная, что он любит сладкое, использовала на занятиях в качестве поощрения конфеты. И однажды произошло чудо: на школьном вечере, играя на сцене, Раймонд увидел, что ребята, сидящие в зрительном зале, слушают его как завороженные. В тот момент он почувствовал себя властителем душ, и это стало переломным моментом в его отношении к музыке.

Пастернак помог избавиться от алкоголизма

Еще в консерваторские времена Паулс получил в деканате разрешение подрабатывать пианистом в эстрадном оркестре. Музыканты часто выступали в ресторанах, на свадьбах и танцах, и постепенно Раймонд очень сильно пристрастился к алкоголю. После окончания консерватории он стал работать в Рижском эстрадном оркестре, с которым разъезжал по стране, что также не способствовало здоровому образу жизни. После концертов принимающая сторона обычно организовывала обильное застолье, а однажды в Средней Азии столы накрыли прямо на летном поле. Музыкантам позволили сесть в самолет только после того, как все было съедено и выпито.

Когда стало ясно, что просто так от пагубного пристрастия не избавиться, Паулс обратился к Борису Пастернаку, и тот на своем «Москвиче» отвез Паулса в город Олайне, где располагалась лечебница. Когда Раймонд увидел пациентов диспансера, он испытал шок. Жалкие опустившиеся люди производили удручающее впечатление, но больше всего его испугало, что он тоже может стать таким. И он дал себе слово бросить пить навсегда. Как оказалось, сила воли у композитора была железная: однажды дав себе слово, он его не нарушал ни разу за много лет. Точно так же Паулс бросил курить: выкурив сигарету, он сказал: «Последняя», и больше никогда не прикасался к табаку.

Жену привез из Одессы

В начале 1960-х годов в составе Рижского эстрадного оркестра музыкант приехал на гастроли в Одессу. Здесь Раймонд Паулс познакомился с местной красавицей Светланой Епифановой. Или, как ее называли домашние, Ланой. Девушка училась в университете на лингвистическом факультете. На концерт Рижского эстрадного оркестра ее пригласили приятели. Светлана и не думала, что этот концерт окажется для нее знаковым.

— Услышав, как играет маэстро, поняла — это мой мужчина, — рассказывала впоследствии Светлана.

После концерта Светлана подошла к музыканту высказать свое восхищение. Раймонду Паулсу девушка, которая была необыкновенно хороша собой, также приглянулась. Некоторое время он ухаживал за ней. Между гастролями пытался звонить, хотя в те годы это было непросто. Иногда писал письма, но с этим получалось еще сложнее. Дело в том, что Паулс писал на латышском, которого Лана не знала. Не понимала девушка и особенностей латышского характера. Тем не менее, она решила уехать к возлюбленному в Ригу, несмотря на беспокойство своих близких. Родители Раймонда приняли невестку в штыки. Немало времени потребовалось девушке для того, чтобы ее признали в латышской семье. Для начала она самостоятельно выучила язык. В начале 60-х все городские вывески в Риге писались на латышском и на русском языках. Лана гуляла по городу, сопоставляла слова, заучивала их, прислушалась к разговорам горожан, ходила в кино на фильмы с субтитрами и очень скоро стала понимать латышей. Через два месяца она заговорила, и Латвия показалась ей приветливой и родной.

Вместе супруги уже более 50 лет, у них есть дочь Анете, и две внучки.

Паулса угрожали убить

Однажды домой Раймонду Паулсу стал звонить неизвестный. Он требовал заплатить ему огромную сумму, и если композитор откажется выполнить эти условия, угрожал убить всех его родных. Паулс вынужден был обратиться в милицию. Рижские сыщики с ног сбились в поисках шантажиста, но, в конце концов, арестовали его. Как оказалось, Паулсу угрожал настоящий маньяк, который состоял на учете в психоневрологическом диспансере. Кроме того, он был чрезвычайно опасен — ко времени ареста он успел шантажом выманить деньги у нескольких человек и убить их.

Напомним, ранее мы рассказывали, что Раймонд Паулс решил покинуть сцену.
 

Новое на сайте