No menu items!
Вторник, 21 сентября, 2021
ГлавнаяПенсионное делоСостоится ли в Украине "реформа обеспеченной старости"

Состоится ли в Украине «реформа обеспеченной старости»

Законопроект о пенсионной реформе, который уже совсем скоро могут принять в Верховной Раде, предусматривает, что украинцы смогут получать пенсии не из одного, а из трех источников. Газета «На пенсии» разбиралась, насколько к этому готовы власть и общество? Пенсии по-новому К выходу на пенсию у людей отношение неоднозначное. Основная масса граждан Украины воспринимают этот естественный процесс […]

Законопроект о пенсионной реформе, который уже совсем скоро могут принять в Верховной Раде, предусматривает, что украинцы смогут получать пенсии не из одного, а из трех источников. Газета «На пенсии» разбиралась, насколько к этому готовы власть и общество?

Пенсии по-новому

К выходу на пенсию у людей отношение неоднозначное. Основная масса граждан Украины воспринимают этот естественный процесс весьма болезненно. И это не удивительно – размеры пенсий обычно не дают возможности говорить об обеспеченной и спокойной старости.
Действующая ныне пенсионная система изжила себя давно, и ее реформирование надо было начинать лет двадцать назад. Но не сложилось. Сейчас законодатели вплотную подошли к решению этой проблемы.

Газета «На пенсии» уже рассказывала о правительственном законопроекте, касающемся пенсионной реформы, который сейчас находится на рассмотрении в профильном парламентском комитете. Напомним его основную суть.

Планируется введение трехкомпонентной пенсионной системы: солидарной, накопительной и негосударственной, которые, соответственно, будут иметь соотношение выплат в 55%, 35% и 10%. Главная идея такой реформы – уйти от «уравниловки», характерной для солидарной системы. В этом случае накопительная часть пенсии представляет некий бонус, величина которого будет зависеть от персональных отчислений. Введение накопительного уровня не отменяет действующую сейчас систему выплат. Рассмотрим каждый из уровней более детально.

Три уровня пенсионной системы

УРОВЕНЬ ПЕРВЫЙ. СОЛИДАРНАЯ СИСТЕМА. «Солидарка» пока сохранена – выплата пенсий будет происходить за счет работающих граждан. Сейчас один работающий украинец «содержит» как минимум одного пенсионера. Эта пропорция имеет тенденцию к увеличению, что может привести к еще большей нагрузке на трудоспособное население или к уменьшению пенсий. Для решения проблемы будет вводится второй уровень пенсионного обеспечения.

УРОВЕНЬ ВТОРОЙ. НАКОПИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА. С 1 января 2017 года все люди моложе 35 лет в обязательном порядке вместо отчислений 2% от размера зарплаты в Пенсионный фонд будут накапливать эти средства на персональных счетах. До 2022 года размер подобных отчислений будет увеличен до 7%. На эти же 7% будут уменьшены отчисления работодателя в Пенсионный фонд.

Люди в возрасте от 35 до 55 лет в течение 2017 года должны определиться, будут ли они получать пенсии только из солидарного уровня, или 2% от своего единого взноса будут отчислять на накопительный уровень. Планируется, что деньги, вложенные в накопительную систему, начнут изымать из нее примерно через 25 лет.

Для представителей вредных профессий, имеющих право на досрочный выход на пенсию, предлагается введение двухуровневой пенсии. Основная часть – общепринятая, дополнительная – за счет денег, перечисляемых в Пенсионный фонд работодателями.

УРОВЕНЬ ТРЕТИЙ. НЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФОНДЫ. Накопить себе на старость можно будет и самостоятельно с помощью имеющихся программ страхования и негосударственных пенсионных фондов, которые должны будут сохранить и приумножить сделанные гражданами добровольные взносы.

Законодатели надеются, что новая пенсионная система поспособствует легализации заработных плат, так как каждый работающий будет заинтересован в больших отчислениях на свой накопительный счет.
Еще одним положительным моментом является возможность передачи персональных накоплений по наследству в случае смерти участника государственного накопительного пенсионного фонда.

Риски пенсионной реформы

Несмотря на то что реформа пенсионной системы Украины назрела давно, предложенные правительством законы содержат ряд скрытых рисков и могут быть неоднозначно восприняты обществом.

РИСК СРЕДНЕГО ВОЗРАСТА. От накопительной системы в выигрыше останутся не все. Да, она подходит молодым людям, которые имеют возрастной «запас». Те же, кому сейчас 40-50 лет, могут проиграть – со стартом пенсионной реформы государственные пенсии могут существенно уменьшиться, а накопить достаточно средств самостоятельно люди среднего возраста уже не успеют.

РИСК накопительных фондов. Предполагается, что этими специальными фондами будут управлять государственные или негосударственные компании. Но доверие украинцев к различным фондам, как и к банковской системе, в последнее время резко упало. Кто сегодня рискнет доверить деньги какому-нибудь финансовому учреждению на 25-45 лет? Кроме того, из-за постоянной девальвации гривны накопления граждан за много лет могут просто обесцениться. А механизм восполнения подобных утрат в новых законах отсутствует.

РИСК БАНКРОТСТВА. Любой фонд, в том числе и пенсионный, для своего нормального функционирования должен иметь инвестиционный доход. В нынешних экономических условиях это почти невыполнимо, а, следовательно, фонды могут «прогореть». Если же накопительный пенсионный фонд сделать государственным учреждением, то это будет провоцировать власть позаимствовать средства из контролируемого ею же фонда и опыт других стран это наглядно доказывает. Более того, в государственном секторе по-прежнему велики коррупционные риски.

РИСК ДВОЙНОГО БРЕМЕНИ. Введение накопительного уровня приведет к серьезному уменьшению отчислений в солидарную систему и возникновению так называемого эффекта двойного бремени, когда одновременно придется и выплачивать пенсии, и формировать пенсионные накопления. Этот процесс, по расчетам экспертов, может длиться около 50 лет.

Чтобы снизить нагрузку на Пенсионный фонд и ликвидировать перекосы в распределении пенсионных денег предлагается отменить специальные пенсии* и перейти к расчету пенсий для всех категорий граждан по единой формуле (исключения составят военнослужащие, а также сотрудники МВД и СБУ). Но именно это, по мнению экспертов, может стать самым мощным барьером на пути реформ – депутатов, прокуроров, судей и чиновников, имеющих право на высокие пенсии сегодня вполне устраивает солидарная система начислений. Из-за этого пенсионные законы могут «застрять» в парламенте надолго.

***

Новая пенсионная реформа способна работать только в условиях стабильного экономического роста страны и отсутствия дефицита Пенсионного фонда. Одним из важнейших условий этого является легализация заработных плат. По данным Государственной фискальной службы, ежемесячно работодатели платят в конвертах около 20 млрд. гривен.

Кроме того, для реализации реформы необходима огромная разъяснительная работа, особенно среди молодежи, которым и предстоит воплощать эту реформу в жизнь. Но вопрос о том, сможет ли государство завоевать доверие граждан – пока остается открытым.

Фото Александр Шепелев

* С 1 июня 2015 года назначение пенсий по специальным законам (кроме научных работников, военнослужащих, сотрудников МВД и СБУ) приостановлено на неопределенный срок (до принятия соответствующего закона).

Новое на сайте