Телефонное вымогательство
Это когда мошенники звонят по телефону от имени работника службы безопасности банка и сообщают, что с вашего счета (карты) пытаются снять средства. В таких разговорах они могут уверять, что посторонние лица получили доступ к вашему счету и вот-вот присвоят ваши деньги. В таких условиях человек начинает нервничать, у него отключается критическое мышление и он становится более склонным к разглашению секретных данных о своих карточках и счетах.
Прекратите разговор, если:
- запрашивают срок действия карты, трехзначный номер с обратной стороны карты, пароли, коды банков и мобильных операторов, пин-код к карте;
- управляют в телефонном разговоре вашими действиями (просят перевести деньги, снять наличные, установить программу на ваш телефон и тому подобное);
- просят сфотографировать и переслать фото платежной карты;
- пугают, что ваша карточка заблокирована, а преступники взломали счет;
- просят перейти по ссылке и указать все персональные данные и реквизиты платежной карты.
Неважно, какая произошла ситуация, работники банка, НБУ, правоохранительных органов или какого-либо другого учреждения никогда не попросят вас выполнить подобные действия.
Что делать?
Если звонит так называемый работник банка, скажите, что вы сейчас самостоятельно перезвоните на официальный номер банка, указанный на обороте вашей платежной карты. Мошенники разговор, скорее всего, не будут продолжать, а в банке не подтвердят угрозу вашему счету.
Фейковые смс-сообщения
Мошенники рассылают о вызове в суд от адресата «SUDpovistka». Например, вы можете получить электронное письмо, похожее на письмо из банка, с просьбой подтвердить номер банковского счета. Такие сообщения содержат сокращенную ссылку на мошеннический сайт. Этот сайт имитирует страницу входа в систему «Электронный суд», где пользователю предлагают авторизоваться с помощью мессенджера в «Телеграме», а именно ввести номер телефона и код, который будет выслан в «Телеграм». После ввода этой информации она автоматически становится известна мошенникам, поэтому аферистам удается получить доступ к мессенджеру пользователя.
Когда мошенники получают доступ к аккаунтам (в «Вайбере», «Фейсбуке», «Телеграме»), они меняют ваши пароли, дальше от вашего имени рассылают вашим знакомым сообщения с просьбой одолжить деньги.
Что делать?
Не торопитесь переходить по ссылкам, даже если они пришли в письме от знакомого. Помните, мошенники могли получить доступ к его странице в соцсети. Сначала позвоните ему и спросите, действительно ли это ссылка от него.
Если уберечься все же не удалось
Если вы стали жертвой мошенничества, немедленно заблокируйте карты, счета и доступ к интернет-банкингу, позвонив в банк по номеру, указанному на обороте вашей карты. Заполните форму обратной связи на сайте киберполиции: https://ticket.cyberpolice.gov.ua/ или сообщите о вашем случае по телефону 0 (800) 505-170.
Подготовлено по данным проекта департамента киберполиции «ШахрайГудбай»