Понедельник, 6 мая, 2024
ГлавнаяДомашняя энциклопедияПочему надо благодарить Бога за все: и за хорошее, и за плохое?

Почему надо благодарить Бога за все: и за хорошее, и за плохое?

Уже одна только мысль о Боге должна вызывать в нас чувство благодарности. В самом деле, что мы можем воздать Богу за все Его неизреченные дары нам? А самое главное, за дар Самого Себя, который Он дал нам.

Если у нас не будет благодарности Богу, мы будем хуже животных

Если у нас не будет благодарности Богу, мы будем хуже животных. Пророк Исаия говорит: Вол знает владетеля своего, и осел — ясли господина своего (Ис. 1, 3). Получается, если человек не имеет благодарности Богу, то становится хуже вола или осла, которые знают своего хозяина, знают, из чьих рук получают пищу. И только испытывая благодарность Богу, мы можем принять Его дар хоть сколько-нибудь достойно.

Опыт многих людей, и даже многих христиан, говорит, что жизнь тяжела, тускла и беспросветна. Что нет никаких поводов для того живого и радостного чувства признательности и благодарности, из которого и родились молитвы литургии. Это происходит от того, что мы разучились принимать подарки. Мы потребляем Божии дары как должное и мелочно унываем, что Бог нам чего-то недодал. Мы получили несметные сокровища от Бога: жизнь, способность любить, дружить, думать, дышать. Мы получили в дар от Бога все красоты сотворенного мира — деревья, горы, небо, звезды. Но мы не воспринимаем это все как дар и потому не умеем благодарить Бога — за наших родных и близких, за детский смех, за ветви деревьев, за дуновение ветра, за возможность молиться Богу.

Не умея благодарить, мы и не получаем других даров

Не умея благодарить, мы и не получаем других даров. Исаак Сирин писал: «Благодарность от принявшего благо воодушевляет Дающего (то есть Бога) преподать еще большие дары». И даже когда в жизнь приходят настоящие скорби и испытания — и тогда нужно не переставать благодарить Бога за все.

Святитель Иоанн Златоуст, сам изведавший несправедливые гонения, но умерший со словами «слава Богу за все», приравнивал подвиг безропотного и благодарного перенесения скорбей к мученичеству:

«Нет ничего святее того языка, который в несчастьях благодарит Бога. Кто перенес скорбь и благодарил Бога, тот получил венец мученический».

Кроме того, у нас есть твердая надежда, которую нам доносит апостол Павел, что Бог не попустит нам испытаний выше наших сил и что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас (Рим. 8, 18).

Мы переносим с благодарностью те болезненные процедуры, которые делают с нами врачи. Как же тогда не потерпеть с благодарностью испытания, которые нам для нашей же пользы посылает Господь, Который Сам без ропота претерпел за нас страшные мучения и позорную смерть?

Наша земная литургия означает «Благодарение»

Наша земная литургия называется еще Евхаристией, что в переводе с греческого означает «Благодарение». Молящиеся миряне, к сожалению, не слышат тех молитв, которые священник читает в алтаре при совершении литургии. И главной темой этих молитв является благодарность Богу — за все «явленные и неявленные благодеяния, бывшие на нас». Эти молитвы начинаются с призыва священника «Благодарим Господа!». И дальше священник читает нашу молитву так:

«Достойно и праведно Тебя воспевать, Тебя благословлять, Тебя хвалить, Тебя благодарить, Тебе поклоняться на всяком месте владычества Твоего, ибо Ты — Бог Неизреченный, Непознаваемый, Невидимый, Непостижимый».

Иеромонах Савва (Гамалий)

Новое на сайте