Понедельник, 6 мая, 2024
ГлавнаяОбществоКак пенсионеру не попасть в ловушку аферистов и какие есть действенные меры...

Как пенсионеру не попасть в ловушку аферистов и какие есть действенные меры защиты от мошенничества

В условиях войны аферисты придумывают все больше мошеннических схем, основанных на уязвимом эмоциональном состоянии людей. При этом находчивость мошенников выходит за рамки уже хорошо знакомых афер. Появляются новые способы мошенничества.

Поговорим о них подробнее. А также о действенных мерах защиты.

Меня обмануть невозможно

Психологи предупреждают: такая уверенность притупляет внимание и является залогом очень большого риска оказаться на крючке тех, кто выманивает деньги или намерен ограбить жилье.

Нельзя забывать, что есть люди умнее и хитрее вас. И не стать их жертвой удается лишь при условии внимательного отношения ко всему происходящему, способности хорошо анализировать то, что вам предлагают. Дешевый сыр бывает только в мышеловке. Об этом надо всегда помнить.

Звонки от имени работников банка

«Ваша карта заблокирована», «с вашего счета хотят списать деньги», «действуют новые правила пользования картами во время военного положения», «вам намерены перечислить материальную помощь на восстановление пострадавшего от ракетных ударов жилья», – злоумышленники, которые представляются сотрудниками банка, используют различные способы, чтобы получить доступ к вашим банковским картам.

Банковские карты

 Если неизвестные просят предоставить

  • номер карты,
  • пин-код,
  • кодовое слово,
  • трехзначный номер на обороте карты и
  • срок ее действия
  • или же ввести пароль, поступивший в CMC,

знайте: это мошенники. Поскольку сотрудники банка (об этом постоянно предупреждают на сайтах разных банков) никогда о предоставлении такой конфиденциальной информации не говорят.

  • ЧТО ДЕЛАТЬ?

Сразу прекращайте разговор. Чтобы убедиться, что действовали правильно, позвоните в свой банк и выясните ситуацию окончательно.

Родственник в беде

Банковские карты задействованы мошенниками и в уже давно известной схеме, когда они звонят по телефону и говорят человеку о том, что его родственник оказался в беде. Чаще речь идет о ДТП. Далее выдвигается требование перечислить деньги.

  • ЧТО ДЕЛАТЬ?

В таких случаях кладите трубку, выясните, что с родственником, о котором шла речь, затем звоните в полицию по номеру 102.

Звонки от мобильных операторов

Аферисты представляются мобильными операторами и предлагают бесплатно перейти в режим роуминга, чтобы оставаться на связи, ведь якобы в городе, где проживает потенциальная жертва, должны были быть трудности с сетью. Для этого необходимо назвать код подтверждения из поступившего на телефон СМС.

  • ЧТО ДЕЛАТЬ?

Немедленно кладите трубку. В компаниях мобильных операторов подчеркивают: они не звонят клиентам и не просят их называть какие-либо коды.

Звонки от имени сотрудников полиции и других органов

Большой популярностью пользуется схема, в которой мошенники представляются сотрудниками государственных структур: полиции, СБУ, прокуратуры, следственного комитета и других.

Независимо от названной должности и подразделения схема выглядит так: неизвестные сообщают жертве, что деньги на ее банковских картах под угрозой кражи, а затем предлагают снять их и перевести на безопасный счет.

Нередко абонента заставляют взять еще и кредит, чтобы этого не смогли сделать «мошенники», то есть превысить так называемый «лимит по кредитам».

 Аферисты работают группой

Мошенники часто работают в команде: звонят сначала от имени правоохранительных органов, затем — банка или даже СБУ. В процессе разговора давят авторитетом названной должности, спешат и запугивают серьезными последствиями из-за отказа от сотрудничества.

Как показывает статистика, этого бывает достаточно, чтобы даже здравомыслящий абонент поддался панике и перевел деньги злоумышленникам.

  • ЧТО ДЕЛАТЬ?

Надо понимать: вопросы кражи денег с карт не обсуждаются по телефону — настоящие сотрудники полиции (или любого другого органа) должны пригласить абонента в отделение, где и будут продолжаться дальнейшие действия. Поэтому любой разговор с таким содержанием нужно сразу заканчивать и самостоятельно перезванивать в свой банк или отделение полиции.

Звонки через «Вайбер»

Новым является то, что злоумышленники все чаще звонят через «Вайбер», представляясь сотрудниками банков, полиции и других государственных структур. Нередко свою «должность» аферисты визуально подкрепляют: в качестве фотографии профиля неизвестные могут ставить логотипы банков и символику правоохранительных органов.

  • ЧТО ДЕЛАТЬ?

Важно помнить, что настоящие сотрудники полиции или банков не звонят через мессенджеры. Поэтому любой звонок от их имени по «Вайберу» необходимо сразу заканчивать – на том конце провода гарантированно находятся мошенники.

Визиты незнакомцев

Значительно участились попытки мошенников прийти к людям домой, чтобы присмотреться, что в квартире есть ценного, где хозяева прячут деньги, выяснить, когда их не бывает дома.

Поводы они находят самые разные: проверка счетчиков воды, газа, предлагают поменять старые денежные купюры на новые, помочь приобрести газовые баллоны, дрова, лекарства, маскируются под социальных работников или волонтеров, которые знакомятся с гражданами с целью оказания помощи (чаще всего обещают продуктовые наборы).

  • ЧТО ДЕЛАТЬ?

В полиции советуют пожилым людям не принимать незнакомцев, когда дома никого нет. Надо позвать соседей или кого-нибудь из родственников. Перспектива разговора при свидетелях очень часто не нравится мошенникам.

Проверка удостоверений личностей тех, кто пришел к вам в гости, обязательна, но она не гарантирует защиту от мошенников. Современные технологии позволяют изготавливать очень качественные подделки удостоверений. Поэтому после разговора о счетчиках, дровах, продуктовых наборах проверьте данные вам обещания.

Позвоните организациям, предоставляющим услуги по проверкам счетчиков, семейному врачу, если вам обещали лекарства, или общественной организации, от которой обещали принести продуктовый набор. В том случае, когда вам не дают никаких координат «благотворителей», сразу прерывайте разговор и звоните в полицию.

Светлана Комисаренко

Новое на сайте