Большинство пенсионеров уже получили свои проиндексированные пенсии. Впрочем, далеко не каждый остался доволен мартовским перерасчетом. Кто-то безоговорочно поверил властям и ожидал большего, а кто-то вообще остался без повышения. Почему так произошло?
Нельзя отрицать, что индексация этого года стала одной из самых масштабных в истории. Об этом свидетельствуют конкретные цифры. В условиях войны правительство вообще могло этого не делать, что даже косвенно прописано в законе о государственном бюджете на 2023 год. Следует упомянуть, что в 2014-2015 годах после начала АТО пенсии вообще не повышали почти два года. Однако 2022-2023 годы стали, наоборот, годами достаточно существенных повышений.
Почему люди остаются недовольными?
Но выяснилось, что далеко не всем прибавили именно 20%, а некоторым перерасчет вообще не произвели. Так зачем было обещать? Из-за некомпетентности или из-за неудачной попытки преждевременно похвастаться? Ведь постановление об индексации этого года действительно имеет недостатки. В конце концов, никто не отменял инфляцию, за которой рост пенсии все равно не успевает. Итак, хотели как лучше, а вышло как обычно.
С одной стороны, легко критиковать. В Украине почти 10,7 миллиона пенсионеров. Если прибавить каждому по 100 гривен, то это уже будет больше одного миллиарда ежемесячных дополнительных расходов. А страна и без того живет в кредит. Для государства сумма немалая, а для отдельного пенсионера – небольшая. С другой стороны, пенсионеры задают справедливые вопросы: почему кому-то добавили 100 гривен, кому — 1500 гривен, а кому — вообще ничего? Уже можно подвести определенные итоги и разобрать отдельные примеры.
Как выяснилось, без повышения полностью остались лица с инвалидностью, получающие выплаты в размере прожиточного минимума – 2093 гривни. Но здесь речь идет не о пенсиях, назначенных Пенсионным фондом, а о государственной социальной помощи, выплачиваемой органами социальной защиты населения. Такой вид пособия не считается пенсией, поэтому не подлежит индексации, которую мы разбираем. Напомним, что речь идет о постановлении Кабинета Министров №168 от 24 февраля 2023 года.
Таким образом, получается, что некоторые из уязвимых слоев населения на самом деле остались без внимания. Ведь в постановлении речь идет об индексации пенсионных выплат, а не социальных пособий. Такая помощь зависит от прожиточного минимума, который в этом году не увеличивается. Заметим, что такая помощь назначается лицам, у которых не хватает стажа и соответственно они не имеют права оформить пенсию по инвалидности в Пенсионном фонде. Но откуда взять стаж, например, инвалиду с детства? Вот именно такие люди и спрашивают, почему они остались без внимания правительства в марте?
Есть и люди, получающие пенсию в Пенсионном фонде, а она все равно в марте осталась на минимальном уровне. Здесь уж дело может быть в том, что человек работает. Напомним, что минимальная пенсионная выплата с 1 марта выросла с 2100 до 2520 гривен только у людей, получающих пенсию по нормам Закона «Об общеобязательном государственном пенсионном страховании» и при этом не работающих. В таком случае увеличение возможно только после увольнения.
Еще один пример – некоторые ветераны войны. Напомним, что общий размер выплаты участнику боевых действий не может быть меньше 210% прожиточного минимума, а инвалиду войны 360-650% — в зависимости от группы инвалидности. Поскольку прожиточный минимум не меняется, то и эти размеры остаются с 1 марта прежними.
Допустим, участник боевых действий имеет основной размер пенсии по возрасту три тысячи гривен. Общий размер пенсионной выплаты в таком случае подтягивается до 4395,30 гривни (2093 грн. х 210%). Если мы грубо проиндексируем основной размер его пенсии на 20%, то получим повышение на 600 гривен, то есть пенсия составит 3600 гривен. Однако общий размер пенсии все равно остается таким же, как и до пересчета – 4395,30 гривни, то есть те же 210% прожиточного минимума. По факту такая пенсионная выплата с марта не увеличивается.
Также не повышают пенсии, назначенные в 2023 году, и не повышают пенсии, составляющие 20 930 гривен, то есть максимальные. Кроме того, в марте пока остались без изменений пенсии ученых и госслужащих, которые обещают поднять в июле. Так или иначе мы видим, что по факту десятки тысяч пенсионеров в марте остались без пересчета.
Как уже отмечено, в некоторых случаях минимальные пенсии действительно поднялись с 2100 до 2520 гривен – это ровно 20%. Однако кому-то добавили всего 100 гривен. Напомним, что просто по 100 гривен добавили лицам, вышедшим на пенсию в 2020-2022 годах. Здесь 19,7% не получается, как ни крути. В каких-то случаях люди в зависимости от возраста и стажа могли перейти от минимальной пенсионной выплаты в три тысячи гривен на новую для них минимальную выплату в размере 3120 гривен. Это всего 4%.
В прошлый раз мы также приводили пример, где пенсия растет с 2416 до 2520 гривен, также здесь рост всего на 4%. Основной маленький размер пенсии индексируется на 19,7%, но общий размер пенсии подтягивается до нового минимального уровня.
Итак, видим старую проблему – маленькие пенсии все равно остаются маленькими, хотя в некоторых случаях рост составляет 420 гривен. Впрочем, что 2520 гривен, что 3120 гривен, а у некоторых до сих пор 2100 гривен – это, конечно, меньше уровня реального прожиточного минимума, а не того, что установлен официально государственным бюджетом.
Далее видим, что чем больше пенсия, тем больше повышение. Согласно данным Пенсионного фонда, по состоянию на 1 января в Украине было ориентировочно 1,2 миллиона человек, получавших пенсию в размере от 4 до 5 тысяч гривен. Грубый подсчет показывает, что у большинства таких людей пенсии могли увеличиться с 1 марта на сумму от 800 гривен. Еще более двух миллионов человек на начало года получали пенсии в размере от 5 до 10 тысяч гривен. Здесь пенсии могли увеличиться на сумму от тысячи до полутора тысяч гривен соответственно.
Таким образом, констатируем, что несколько миллионов пенсионеров в марте получили повышение на сумму не менее тысячи гривен. Многие из пенсионеров таким повышением действительно довольны, ведь для них это не совсем привычное явление.
А дальше мы получаем довольно необычную категорию людей, имеющих пенсию выше средней, но они все равно недовольны перерасчетом. Приведем два условных примера.
Допустим, у человека пенсия 10 тысяч гривен. Увеличение на 19,7% должно принести надбавку в размере 1970 гривен. Однако человеку ее ограничивают и добавляют всего 1500 гривен. Ведь, напомним, что, согласно указанному постановлению, повышение не может быть больше указанной суммы. Заметим, что ограничения начинаются примерно с пенсий на уровне 8 тысяч гривен, поскольку 19,7% от такой пенсии – это уже 1576 гривен, то есть чуть больше 1500 гривен.
Второй пример. Допустим, у человека пенсия в феврале была ровно 20 тысяч гривен. Отталкиваясь от анонсированных процентов, индексация в этом случае могла бы составить около 4 тысяч гривен. Но в таком случае добавляют только 930 гривен, поскольку существует ограничение, согласно которому пенсия не может быть больше 10 прожиточных минимумов, то есть не больше 20 930 гривен.
Такой человек тоже вправе заявить об определенной несправедливости, поскольку здесь рост по факту составляет 4,5%. Впрочем, как видим из предыдущих примеров, у кого-то 4% – это всего 100 гривен, а у кого-то – 900 гривен. Также у кого-то 19,7% – это прибавка в размере 420 гривен, а у кого-то – 1500 гривен.
С другой стороны, человек с пенсией в размере 20 930 гривен в марте получил повышение 0% и также может быть недоволен. Но что делать человеку, который не получил повышения и остался при этом с пенсией или социальным пособием в размере 2093 гривен? Ответа на этот вопрос, к сожалению, нет.
***
Есть мнение, что всем нужно было просто добавить одинаковую сумму, хотя существующий порядок такого механизма не предусматривает. В конце концов, видим, что за счет ограничений для больших пенсий существенно подтянулись средние. А вот маленькие пенсии хоть и в большинстве случаев выросли, но не так, как хотелось. Есть также мнение, что нужно сначала подтянуть минимальные пенсии, а уже потом другие. Но и здесь найдутся критики, которые скажут, что это «уравниловка». Выходит, что универсального рецепта пока не существует, и каждый остается один на один со своей правдой.
Сергей Коробкин, независимый консультант
*Постановление Кабинета Министров «Об индексации пенсионных и страховых выплат и дополнительных мер по повышению уровня социальной защиты наиболее уязвимых слоев населения в 2023 году» №168 от 24 февраля 2023 года
Напомним, мы ранее писали, что думают пенсионеры и юристы о реформе пенсии и индексации.
Речная рыба занимает важное место в рационе украинцев. Первое ее преимущество в доступности в свежем…
Орхидеи – любимые растения многих, но вот не все цветоводы знают, можно ли опрыскивать орхидеи,…
22 ноября на территории Украины ожидается снег, сильный ветер, местами дожди. На востоке и юге…
Будут ли геомагнитные волнения в этот день?
В последний месяц осени начинается Рождественский пост. По новоюлианскому календарю он длится с 15 ноября…
О матерях, ожидающих своего ребенка с фронта, было написано много песен. Одной из них стала…