Сегодня мы раскроем некоторые тайны христианских обычаев и атрибутов.
Что означают предметы в руках ангелов и святых?
На христианских иконах, кроме Богоматери и Христа, изображают святых, ангелов и архангелов. В руках они держат предметы, которые, на первый взгляд, никак не связаны с религиозным сюжетом. Однако каждый из предметов, изображенных на иконах, имеет определенное значение.
Ангелы на иконах обычно выглядят как юноши с нимбом и крыльями, которые одеты так же, как одевались византийские сановники и военачальники. На лбу у них повязана лента с драгоценным камнем, а развернутые свитки, которые они держат в руках, содержат слова приветствия, гимны и поучения для входящих в храм.
Архангелов, или архистратигов, Михаила и Гавриила изображают с определенными атрибутами. Михаил считается предводителем небесного воинства, поэтому в руках он держит огненный меч. А вот Гавриила чаще можно увидеть на иконах рядом с Богородицей, так как он был хранителем тайного знания и принес ей весть о рождении Иисуса, а позже о ее успении. Иногда архангелы держат в руках глобус или зеркало, символизирующие мироздание, или жезл — символ власти и достоинства. А вот когда посланцы Бога держат в руках трубы, это символизирует день Страшного суда, о котором и возвестит «трубный глас», то есть звуки труб. Также архангелов можно увидеть с орудиями страстей Христовых в руках — крестом, чашей или копьем с губкой, которые напоминают нам о подвиге Христа.
Иногда рядом со святым изображали орудия его пыток и казни или профессии, которой он занимался при жизни. Например, святых царского рода изображают в коронах, Римских пап — в тиарах, авторов религиозных трудов — с Писанием в руках, мучеников — с пальмовыми ветвями, а атрибутом отшельников обязательно является череп. В то время, когда большинство людей были неграмотными, такой набор символов позволял прихожанам определить, кто именно изображен на иконе.
Чем отличаются православные и католические изображения?
Иконы существуют как в православии, так и в католицизме. Однако между ними есть заметная разница, так как их иконописные традиции развивались по-разному. Православные иконы всегда создавались только для одной цели — молитвы, а образ святого должен был вызывать трепет. У католиков же икона — это история из жизни святого, изображенная на картине.
Иконописный канон в православии всегда был очень строг и не допускал малейших отклонений, а вот в католицизме поощрялось проявление таланта и фантазии художника. Например, имя автора католической иконы почти всегда известно, тогда как создатели православных икон чаще всего анонимны.
Если говорить о более конкретных отличиях в образах католических и православных святых, то их несколько:
- на православных иконах имена на иконах пишутся сокращенно на церковнославянском или греческом языках, а у католиков — на латыни,
- нимб на православных иконах похож на светящийся круг, а в католической иконографии он изображается над головой святых в виде тернового венца или короны,
- православные иконописцы никогда не стремятся запечатлеть святого таким, каким он был при жизни — для православия важнее, как он выглядит на небесах. По этой же причине православные образы не имеют теней,
- православные иконы двухмерные и производят впечатление плоских. В них совершенно нет объема, в отличие от католических, наполненных красками и полутонами,
- только на православных иконах святые держат правую руку поверх левой — этот жест олицетворяет победу духа над греховной плотью.
Что означает полумесяц на кресте ?
Многие удивляются, почему на христианском кресте изображают мусульманский полумесяц. Те, кто так думает, ошибаются: никакой связи с мусульманством этот полумесяц не имеет. Он носит название «цата», и впервые появился на христианских крестах гораздо раньше, чем возник ислам. Православные кресты с цатой-полумесяцем водружали еще на древние храмы, например, такой крест можно было увидеть на стене монастыря Святой Екатерины на Синае в VI веке. А официальной эмблемой Османской империи полумесяц стал только после 1453 года.
В доисламские времена полумесяц являлся государственным знаком Византии и символизировал царскую власть, а позднее — Иисуса Христа. Также по христианской традиции, купольный крест с полумесяцем обозначает храм как единственный корабль спасения, который может доставить человеческую душу в тихую пристань вечной жизни.
Часто цату можно увидеть на облачении Николая Чудотворца, а также на иконах Троицы, Иисуса, Богородицы.
О чем звонят церковные колокола?
Колокольный звон оповещает нас о разных событиях — радостных и грустных, возвещает о начале службы, приглашая верующих в храм.
Согласно летописям, в древности в колокола били не так, как сейчас. В то время звонари ударяли подвижным «языком» в неподвижный колокол. Современные же колокола раскачиваются вместе «языком», что придает церковному звону особое звучание. Кроме того, характерный звон православным колоколам придает и их количество. Каждая колокольня издавна имеет «комплект» колоколов — от самых маленьких до самых больших. Ведь кроме ударов в один колокол, существует также «колокольная музыка», которая возможна только с колоколами различного размера и веса, издающих различный звук. По этим звуковым отличиям можно понять, что именно происходит в храме и какое отмечается событие из церковной жизни. Существует несколько видов колокольного звона:
- благовест — одиночные удары в большой колокол (такой звон возвещает о начале богослужения),
- трезвон — несколько одновременно звонящих колоколов (такой звон звучит перед началом торжественных служб, во время пасхальной недели, а также крестных ходов),
- перезвон — поочередные удары, состоящие из перезвона и трезвона (такой звон можно услышать перед освящением воды),
- перебор — по одному удару в каждый колокол — от малого к большому (такой звон выражает скорбь, его совершают во время отпевания усопших).
Как изображают святых в других религиях?
В буддизме и индуизме святых и богов также можно отличить по символам или цвету одежды. Их изображают с атрибутами, соответствующими житию того или иного персонажа этих религий. Например, индийскую богиню счастья Лакшми можно узнать по цветку лотоса в руках, а архатов, бодхисаттв, Будд и дэвов — по чашам и посохам в руках, коронам, а также по обилию украшений.
То же относится и к исламу. Например, отличительным признаком Хидра, или «раба Аллаха», которого считают наставником пророка Мусы (Моисея), является наличие зеленого цвета — как в одежде, так и в окружении. Также у него есть ряд других атрибутов, например, рыба, которую он держит в руках. Кстати, именно легенды о Хидре стали одной из причин восточного гостеприимства, поскольку считалось, что он может прийти в дом в любом обличье.