Можно ли православному носить католический крест?
При покупке нательного крестика в ювелирном магазине люди иногда задумываются, в чем же отличие православного креста от католического. Обычно обращают внимание на:
1. Количество концов креста. У православного – восемь, у католического – четыре.
2. Положение Тела Христа. На православном кресте Спаситель изображается с распростертыми руками, перпендикулярными туловищу, на католическом – Тело провисает на руках (иногда Господь выглядит уже умершим). Таким образом, в восточной традиции делается акцент на радости, в западной – на страдании.
3. Количество гвоздей, которыми прибиты ноги Христа. В православии – два, в католичестве – один.
4. Язык надписи над головой Христа. В православии это славянское ІНЦІ (Іисусъ Назорей, Царь Іудейскій), в католицизме – латинское INRI (Iesus Nazarenus Rex Iudaeorum).
Так ли важны эти отличия? Проблема в том, что для некоторых православных они приобретают сакральный (священный) характер, при этом западная традиция изображения креста осуждается чуть ли не как еретическая. Однако стоит хотя бы просто посмотреть на фото обоих крестов и подумать над тем, что и там, и там мы видим Христа – нашего Спасителя. И там, и там – это Крест – орудие победы над грехом, дьяволом и смертью. В каждом случае для христиан крест остается крестом – драгоценным и незаменимым. Поэтому перед тем как пытаться отличить «католический» крест и «православный», важно подумать, насколько действительно важны некоторые различия.
1. Прежде всего, нельзя связывать традицию изображения креста и западно-христианские отступления от веры. Если католики или протестанты в своем большинстве используют ту или иную форму главного символа христианства, то это отнюдь не значит, что сам крест становится каким-то еретическим. Более того, четырехконечный крест присутствовал в богослужебной практике христиан с самых ранних веков. В таком виде он использовался и в Византии, и в Древней Руси. Не секрет, что и сегодня в православии четырехконечный крест употребляется без всяких колебаний и не считается чем-то специфически западным. А вот привычный для нас восьмиконечный крест – лишь одна из вариаций его изображения.
2. Если кого-то смущает четырехконечный крест, то стоит сказать, что свт. Димитрий Ростовский в своем труде «Розыск» ясно указывает, что Крест Христов нами почитается не по числу концов, а по Самому Христу, чьею Кровью он обагрился. И если какой крест проявляет силу, то действие это не его самого, а распятого на нем Спасителя. Так же и в каноне Животворящему Кресту, написанном прп. Григорием Синаитом, крест назван «четвероконечной силой». Поэтому четырехконечный крест никак не перестает быть христианским крестом только от того, что его сегодня чаще используют именно западные христиане.
3. Что до надписи на табличке над головой Христа, то стоит напомнить Евангелие, где четко сказано: «И была над Ним надпись, написанная словами греческими, римскими и еврейскими» (Лк. 23:38). Как видим, латинские (римские) буквы – это всего лишь отражение евангельского текста, а никак не признак католичества. Буквы же славянского языка – дань языку, употребимому именно в нашей Церкви.
Поэтому для тех, кто задается вопросом: «Можно ли православному (православной) носить католический крест?» – я советовал бы задуматься над тем, что все зависит от того, насколько каждый конкретный крест на самом деле «католический», а не мы сами, по собственному невежеству, его в таковые записали. Есть просто Крест – христианский символ победы над дьяволом, грехом и смертью.
По проповеди протоиерея Владимира Долгих