Многие считают сюжет картины вымыслом, хотя о легендарном письме упоминали историки Дмитрий Яворницкий и Николай Костомаров. О чем же писали запорожские казаки султану и кто именно изображен на картине?
Письмо было написано в непечатных выражениях
Во время Русско-турецкой войны в 1670-х годах казаки уничтожили 15-тысячное турецкое войско, и это привело султана Мехмеда IV в ярость. Султан прислал запорожцам ультиматум, в котором он, «брат Солнца и Луны, устрашитель и великий защитник христиан», повелевал им сдаться без всякого сопротивления, чтобы они своими нападениями «не заставляли его беспокоиться».
Оставить без ответа столь нахальное требование запорожцы не могли и поэтому собрались, чтобы всем кошем написать ответ. Возглавлял собрание атаман Иван Сирко. Письмо получилось коротким, но не оставляло никаких сомнений в том, что казаки сдаваться не собираются. Запорожцы не стеснялись в выражениях и честили султана на чем свет стоит. Свое письмо они закончили в унизительной манере: «Числа не знаєм, бо календаря не маєм, місяць у нeбі, год у книзі, а день такий у нас, як і у вас, поцілуй за те ось куди нас!»
Оригинал письма не сохранился, но известно множество его вариантов, а самая известная версия находится в сборнике истории Запорожской Сечи Дмитрия Яворницкого. Современные историки считают письмо султану вымыслом, однако достоверного подтверждения или опровержения этого факта пока нет.
Для картины позировали Яворницкий и Стравинский
В 1878 году художник Илья Репин и историк Дмитрий Яворницкий встретились в имении Саввы Мамонтова, где Яворницкий показал Репину копию письма, которое запорожцы писали султану. Художник вдохновился сюжетом и стал собирать материал, делал наброски костюмов и оружия.
Героев картины Репин срисовывал с известных в то время людей. Моделью атамана Ивана Сирко послужил генерал, командующий Киевским военным округом Михаил Драгомиров, а писарем стал Дмитрий Яворницкий.
Прообразом казака в белой папахе – Тараса Бульбы — стал журналист Владимир Гиляровский, а для его сыновей, Андрея и Остапа, позировали внучатый племянник композитора Глинки и преподаватель Академии художеств Николай Кузнецов.
Солист Мариинского театра Федор Стравинский запечатлен слева в образе унылого казака в красной шапке. А полуобнаженный картежник – это, по разным версиям, либо педагог народной школы Константин Белоновский, либо драматург Марк Кропивницкий. Кстати, это вовсе не каприз художника – раздеть казака до пояса. При серьезной игре в карты у казаков было принято снимать рубаху, чтобы нельзя было спрятать что-то за пазуху или в рукава.
Рисунок стал причиной ссоры
Перед Тарасом Бульбой на картине можно увидеть казака с бритой головой – он был написан с обер-гофмейстера и предводителя дворянства Георгия Алексеева. Когда Репин предложил ему позировать для картины, гофмейстер с негодованием отказался. Тогда Яворницкий пригласил Алексеева посмотреть свою коллекцию монет, и пока тот рассматривал раритеты, Репин зарисовал его затылок. Позже, узнав себя на картине, Алексеев надолго перестал общаться с шутниками.
Ранее сообщалось: Зборовская битва: казацкая слава на века