Днепровская пенсионерка Алла Падерина – заядлая театралка. И ее любовь к театру переросла в необычное хобби. Вот уже более сорока лет Алла Анатольевна собирает театральные билеты и программки. И пусть ее коллекция не имеет серьезной материальной ценности, зато она способна многое рассказать о своей владелице – ее вкусах, интересах и даже мировоззрении.
Все началось с «Жизели»
«Весь мир – театр» – именно так можно назвать оригинальную коллекцию театральных программок днепровской пенсионерки.
– По профессии я преподаватель музыки, и склонность к собирательству у меня наблюдалась всегда: я всю жизнь трепетно храню старые ноты, грампластинки, письма и фотографии, – с улыбкой признается Алла Анатольевна. – Поэтому начало моей театральной коллекции было положено, можно сказать, случайно: однажды на память о замечательной постановке балета «Жизель» (это был 1977 год – прим. автора) я сохранила программку, записав на ней свои впечатления от спектакля: «Прекрасный сон! Чудо!» Чтобы продлить удовольствие от визита в оперный театр, я даже несколько дней держала эту программку на видном месте, каждый раз при взгляде на нее вспоминая о хорошо проведенном вечере. Потом к этой программке добавилась еще одна, и еще…
Театральные сувениры расскажут о многом
Сегодня в архиве Аллы Падериной – несколько сот программок и пригласительных билетов различных театров Днепра, Киева, Харькова, Одессы, Львова. Достойно представлена и зарубежная Европа – есть программки Венской оперы и Пражского национального театра, концертных залов Дрездена. Но дело здесь не столько в количестве, сколько в необычной системе, по которой собраны и рассортированы все экземпляры коллекции.
– Я коллекционирую программки только тех постановок, которые видела лично, – рассказывает Алла Анатольевна. – На каждой отмечаю дату спектакля или концерта, записываю, с кем я была, и делаю пометки об игре актеров и своих впечатлениях. Взяв в руки такой театральный сувенир, я месяцы, годы и даже десятилетия спустя мгновенно возвращаюсь в атмосферу того вечера, вспоминаю, кто был моим спутником, что на мне было надето, каков был актерский состав. Эти воспоминания очень дороги для меня.
С разрешения хозяйки перебираю программки, внимательно вчитываясь в рукописные строчки. Они характеризуют Аллу Анатольевну как эмоциональную и творческую личность, искушенного знатока и ценителя сценического искусства. Причем ценителя не только восторженного, но и весьма объективного (наряду с пометками: «Блеск!», «Восторг!», «Праздник!» встречаются и критические замечания: «Чушь», «Ерунда, причем редкая» и даже «Стыдно смотреть»). Но несмотря на случающиеся разочарования, Алла Падерина не устает признаваться в любви к театру.
Маленькие семейные радости
Встречаются среди пометок на программках и трогательные записи личного характера. Вот, например, о походе в театр с четырехлетней внучкой в январе 1996-го: «Машенька – первый раз в жизни в оперном, сидели в первом ряду, Маша чудесно смотрела балет! В антракте интересовалась оркестровой ямой…»
Но чаще всего компанию на спектаклях и концертах Алле Анатольевне все же составляет любимый муж. Называемый в «программных» записочках ласково, по-семейному «Ванюша». Доктор экономических наук, академик Академии экономических наук Украины Иван Дмитриевич Падерин преподает в Днепропетровской государственной финансовой академии. Но несмотря на занятость, он находит время посещать вместе с женой премьеры и полностью разделяет увлечение Аллы Анатольевны. Кстати, попробуйте угадать, где познакомились супруги? Конечно же, в театре – судьбоносной для Падериных стала встреча на опере «Дон Жуан» Моцарта в одном из киевских храмов искусства.
***
Когда есть свободное время (а это бывает не часто), Алла Падерина любит в очередной раз пересмотреть свою коллекцию, не спеша рассортировать по датам, по театрам, по городам.
– Мои программки – словно узелки на память, они помогают мне снова и снова переживать незабываемые моменты любимых спектаклей и концертов, – говорит коллекционерка, – и это одна из многих маленьких радостей моей жизни, на которую я всегда стараюсь смотреть сквозь розовые очки.
Ирина Лебединец