Мы продолжаем рубрику «Известные люди на монетах», где знакомим вас с отчеканенными в металле знаменитыми людьми, вошедшими в историю Украины. Правда сегодня она будет не совсем обычной.
Забежим немного вперед
«Очи черные, очи страстные» все слышали, уверен. Но далеко не все знают, что написал его украинец Евген Гребинка. А давайте рассказ о нем начнем со стихотворения другого поэта, советского, жившего на полтора века позже — Евгения Евтушенко. Вот какие слова он посвятил своему тезке: «Когда вражда народов — вроде рынка, где рвутся и продаться, и продать, как вы нужны сейчас, Євген Гребінка, чтоб двуязычно отповедь им дать. Распевный призвук украИнской мовы и русский говор слышу вдалеке, когда в тайге кандальников оковы звенели на едином языке». Это он написал в 2004 году, за 10 лет до 2014-го, когда поклонники «русского говора», начав с Крыма и Донбасса, решили навсегда обнулить «распевный призвук украИнской мовы».
Об истории двух войн
А задолго до этого, в 1961-м, Евтушенко написал стихотворение с кажущимся риторическим теперь названием «Хотят ли русские войны?» Если кому-то приписано сильнодействующее рвотное средство — перечитайте его. Ах, что вы, что вы, конечно же, русские не хотят войны: ведь это они (и только они!) победили нацизм, это только они, это только русские «падали в бою на землю горькую свою» и никаких там «хохлов» и прочих инородцев не было. С Евтушенко сейчас не поспоришь, он благополучно скончался в США в 2017 году, прожив там последние годы своей жизни. Интересно, а как он смотрел тогда на «миролюбивую» русскую оккупацию Крыма и Донбасса? Ну, разумеется, никакой войны они не хотели — миротворцы ведь. Просто забрели ненароком к соседям: сначала в Крым, а потом на Донбасс. Ну и надумали остаться.
А вот мое небольшое исследование, о котором, жаль, не узнает восхвалявший русских на той войне Евгений Евтушенко. Много лет назад я предложил читателям херсонской газеты, в которой трудился, помочь с поиском наградных листов на их воевавших предков — чтобы знали и помнили. Тогда я вдоль и поперек перепахал интернет-сайт архива минобороны СССР «Подвиг народа» (он еще был доступен), сделал себе как журналист массу заначек. Один из обратившихся спросил насчет деда-фронтовика — Евтушенко. Так вот, наградных листов только на одну украинскую фамилию Евтушенко в архиве около семи тысяч. И после этого поэт Евтушенко советует: «Спросите тех, кто воевал, кто вас на Эльбе обнимал, мы этой памяти верны. Хотят ли русские войны?» Тьфу, мерзость. Хорошо хоть Гребінка он написал, а не Гребёнка, и украИнскую мову укрАинской не назвал.
Романс с украинскими корнями
Итак, уважаемые читатели, вернемся к теме публикации. Уверен, что вы правильно поймете мои эмоции и их причину. Занялся Гребинкой, наткнулся на Евтушенко, вспомнил его уверения в том, что русские войны не хотят, и это на фоне уничтожения ими детской больницы в Киеве, ежедневных варварских обстрелов моего родного Херсона и приютившей меня Одессы. Извините.
Так вот, родился Гребинка в 1812 году, на хуторе Убежище (ныне — село Марьяновка) Полтавской губернии, происходил из семьи отставного штаб-ротмистра. Учился в Нежинской гимназии, тогда и начал писать стихи. В 1831—1833 годы служил в казачьем полку, а затем переехал в Петербург, где преподавал словесность.
Писал он как на украинском, так и на русском языках: это была единственная возможность утвердиться в тамошней литературной среде. Написанная им песня “Помню, я еще молодушкой была” давным-давно считается русской народной песней. В июне 1835 года Гребинка познакомился с Тарасом Шевченко. Он приглашал его домой, давал книги, помогал деньгами, принимал активное участие в выкупе Шевченко из рабства.
Самым известным произведением Евгена Гребинки стал его романс “Очи черные, очи страстные”. За честь считали его исполнить величайшие голоса в истории: Шаляпин, Лещенко, Сличенко.
Их не перечесть. И среди прочих — известнейший французский шансонье Шарль Азнавур (при рождении Шахнур Азнавурян).
Евген Гребинка умер совсем молодым, в 1848 году, в Петербурге от туберкулеза. Похоронен, как и завещал, в родном селе в Украине.
Читайте также: