No menu items!
Суббота, 23 ноября, 2024
ГлавнаяЛьготыМожет ли быть проезд бесплатным?

Может ли быть проезд бесплатным?

В то время как в Украине под видом монетизации льгот власти хотят отменить бесплатный проезд для всех категорий граждан, в других странах наблюдается тенденция к созданию бесплатного общественного транспорта. Пойдет ли по этому пути Украина? Не факт. А пойти, наверное, стоит. И вот почему…      Улучшается экология и экономятся расходы Весной этого года киевская […]

В то время как в Украине под видом монетизации льгот власти хотят отменить бесплатный проезд для всех категорий граждан, в других странах наблюдается тенденция к созданию бесплатного общественного транспорта. Пойдет ли по этому пути Украина? Не факт. А пойти, наверное, стоит. И вот почему…

    

Улучшается экология и экономятся расходы

Весной этого года киевская власть анонсировала подорожание проезда в общественном транспорте.  В ответ на это на сайте горсовета была зарегистрирована петиция с требованием  не взимать с горожан плату за проезд. В итоге в прошлом месяце плата за проезд все же была увеличена. К петиции не прислушались. Ведь по логике сразу напрашивается вопрос: а кто тогда компенсирует бесплатное передвижение? Неужели государство и транспортные компании станут работать себе в убыток? Как показывает опыт других стран, не в убыток. Во-первых, при использовании бесплатного транспорта снижаются издержки по продаже и изготовлению талонов и проездных. Во-вторых, отпадает необходимость контроля пассажиров. А это позволяет отказаться от использования турникетов и услуг контролеров. Вот вам и экономия.

Кроме того, бесплатное передвижение способствует отказу владельцев авто от личного транспорта. И объяснение этому есть. Зачем людям тратить деньги на бензин, если можно добраться до работы или поликлиники бесплатно? В свою очередь сокращение количества автомобилей способствует уменьшению числа заторов на дорогах и улучшению экологии (ввиду снижения объема выбросов в атмосферу вредных веществ при сгорании горючего). Так что плюсы бесплатного транспорта налицо.  

     

Безбилетная Эстония

К примеру, в Таллинне пассажире ездят бесплатно с 2013 года. Только за первый год бесплатного транспортного сообщения количество пассажиров там увеличилось на 14%, а пользоваться собственными автомобилями стали на 5% меньше. 

С этого года в Эстонии ввели и систему бесплатного пользования транспортом междугородного сообщения.  По мнению министра экономики и инфраструктуры Кадри Симсон, это остановит отток сельского населения в города. Почему? Она не уточнила. Скорее всего, речь идет о том, что сельские жители трудоустраиваются в городах, и чтобы не платить за проезд, вынуждены переселяться в населенные пункты по месту работы. Теперь же необходимость в этом отпадает. Также  эстонская власть надеется, что большинство граждан откажутся от личного транспорта в пользу общественного. А это будет способствовать сокращению расходов на топливо, и, как следствие, внесет вклад в защиту окружающей среды.   

    

А что в Украине?

В Украине пока о внедрении бесплатного транспорта никто не задумывается. Правда, весной по инициативе общественной организации в часы пик утром и вечером запустили бесплатный автобус из Броваров в Киев и обратно. Однако бесплатным маршрут был только несколько рейсов. Эксперимент отменили из-за протеста «Киевпасстранса».

Впрочем, эксперты в транспортной отрасли считают, что воспользоваться опытом того же Таллинна можно. Тем более что сама плата за проезд не покрывает и половины расходов на обслуживание общественного транспорта. Зато при его использовании на бесплатной основе сокращаются расходы на содержание системы сбора платежей, экономится время простоя на остановках и повышается уровень безопасности на дорогах.

Можно ли внедрить систему бесплатного транспорта в Украине? Ответить сложно. Ведь по сути не испытывали еще. Но попробовать, может быть, стоит. А вдруг заработает, и людям станет жить комфортнее и безопаснее для здоровья.


Законные «зайцы» Европы

На сегодняшний день бесплатный общественный транспорт существует в более чем тридцати странах мира. Примером может послужить опыт немецкого города Темплин. Через четыре года после введения бесплатного проезда количество пассажиров общественного транспорта там увеличилось в 15 раз. Во французском городе Обань с внедрением такой системы за три года количество пассажиров увеличилось более чем на 40%, а автомобилей на дорогах стало меньше на 10%. При этом свыше 90% горожан позитивно оценили работу бесплатного транспорта.

Сергей Задорожный

Новое на сайте

купить ноутбук Одесса, цены в Украине