В этом году в Украине запретят продавать домашнюю молочную продукцию на рынках, а также использовать ее в качестве сырья. Повлияет ли это на качество заводской продукции и что будет с «домашним производством»?
Едят ли депутаты деревенский творог?
После праздников на одесских рынках не слишком оживленно. Но в молочных рядах все-таки есть продавцы, у которых можно купить творог и брынзу. Я направляюсь к ним.
— Почем ваша брынза?
— 100 гривен, творог — 70 гривен, — отвечает мужчина средних лет, подменяющий сегодня жену за прилавком.
— Дороговато. Это что по случаю запрета?
— Это вы про то, что домашнее молоко принимать не будут? Слышали. Только нас уже столько раз пугали, что мы уже не реагируем. Вон в Грузии в свое время попытались поднять цены на электричество, так народ на улицы повалил. А нас разве что дустом не травят, и все молчат.
— Да я вас умоляю, — вмешивается в наш разговор соседка моего собеседника по прилавку. – Депутаты что — не люди? Им что свеженький творог и масло не нужны? Или вы думаете они едят тот, что из магазина? Поговорят и отменят до лета.
Сделав покупки в молочном корпусе, я отправляюсь за фруктами. И здесь опять интересуюсь у продавцов:
– А вы что-то слышали о запрете продажи домашнего молока?
— А я сырое никогда на рынке и не покупаю, — делится опытом молодая продавщица мандарин. — Мало ли что туда попало. Я сама из деревни, знаю, в каких условиях многие хозяева коров держат. А вот творог… Может, все-таки, не запретят?
Евросоюз против второго сорта
Однако традиционные надежды на «авось» и на украинский бардак с исполнение законов на сей раз могут не оправдаться. Ведь запрет на домашнее молоко (молоко второго сорта) – требование Евросоюза. Подписав Соглашение об ассоциации, Украина обязалась придерживаться европейских норм. А в них не предусмотрено молочное сырье второго сорта. Только — первого и экстра.
Запрет на использование домашнего сырья молокозаводам и продажи его на рынках должен был вступить в силу уже с 1 января 2018 года. Но затем его решили перенести на 1 июля.
Вот как разъяснил запрет столичной прессе представитель FAO (продовольственная организация ООН) в Украине Андрей Ярмак.
— Проблема даже не в требованиях ЕС. Дело в современных подходах к безопасности и маркетингу продуктов питания. В том же Евросоюзе на переработку не приняли бы и наше молоко высшего сорта, не говоря уже о втором. Для них стандарт – аналог нашего сорта экстра. И мы должны ориентироваться именно на такое качество и такой уровень безопасности, если хотим в будущем развивать нашу молочную промышленность и экспортировать продукцию. Нужно уважать и собственных граждан, и не считать их потребителями третьего сорта, – считает Андрей Ярмак.
Есть ли молоко в молочных продуктах?
А вот одесские эксперты считают, что такими благими намерениями может быть, как говорится, вымощена дорога в ад.
Как говорит опыт ученых и анализ, почву для принятия подобных решений нужно готовить заранее, — рассказывает Владимир Лысюк, доктор экономических наук, профессор, завотделом НИИ проблем рынка. — Чтобы подобные нормы работали, а не оставались декларациями. Суть в том, что более 30% всего молока в Украине производится в домашних хозяйствах. И если мы введем запрет, то коров просто начнут резать. Уже сегодня в стране идет резкое сокращение поголовья крупного рогатого скота молочных пород. Но вместе с тем потребление молочных продуктов не уменьшается. Мы провели анализ балансов. И получилось, что объемы сырого молока в Украине намного меньше, чем объемы производимой продукции. Возникает вопрос – что находится в бутылках с надписью молоко или кефир, которые мы покупаем в магазине? Из чего сегодня делают сыр, творог и другие продукты? И это вопрос уже не к ученым, а к производителям и правительству.
Что мы едим?
Ни для кого в Украине уже не секрет, что в состав многих молочных продуктов сегодня входит небезопасное для организма человека пальмовое масло. Во многих развитых странах действует запрет на использование пальмового масла в пищевой промышленности. А на товарах, содержащих этот продукт ставится специальная маркировка. В ноябре 2017 года в Верховной Раде Украины тоже был зарегистрирован законопроект, которым предлагается запретить использование этого сырья в отечественной промышленности. Но пока его не только не приняли, но даже не вынесли на рассмотрение.
— И вряд ли вынесут, — говорит профессор Лысюк. – У нас в Черноморске на побережье стоят огромные заводы по приемке пальмового масла. Его представляют как реэкспорт, якобы продукт предназначен для других стран. Но проследить за этими товарными потоками довольно сложно. Я знаю, что многие активно используют пальмовое масло в своем производстве. Так что говорить о введении запрета на него в Украине сегодня, по крайней мере, наивно.
Несколько лет назад по стране прошла целая компания, после которой производителей сыров обязали указывать на упаковке «сыр» или «сырный продукт». Но до сих пор далеко не все компании придерживаются этой нормы. Сырный продукт сам по себе может быть очень даже вкусным, но при этом почти полностью искусственным. И опять возникает вопрос – что мы едим и чем кормим своих детей?
Как спасти молочное производство?
— Коль мы подписали Соглашение об ассоциации с ЕС, — продолжает Владимир Лысюк, — мы должны имплементировать и наше законодательство под европейские стандарты. Мы уже несколько лет пытаемся объяснить чиновникам в министерствах и на местах, что в свое время мы сделали большую ошибку – распаевали земли и уничтожили крупные хозяйства. Те же совхозы можно было переименовать, но сохранить крупнотоварное производство. С экономической точки зрения, такие хозяйства на порядок выгоднее, чем частное содержание коров. К примеру, у хозяина две или три коровы. Он должен купить на рынке корм для них, потому как своей кормовой базы у него нет. Нужно к ним вызывать ветеринара. Он должен самостоятельно проверять качество молока своих коров. То есть иметь дома свою лабораторию. Вы много видели у нас в селах домашние лаборатории? Это ведь очень затратное удовольствие.
Выход из ситуации, по мнению ученых, есть только один – укрупнение сельхозпроизводителей и создание молочных кооперативов.
По мнению экспертов, если руководство нашей страны ведет нас в Европу, то мы должны у них позаимствовать не только нормы, но и форму организации хозяйства. Создать по примеру Польши сельхозкооперативы в среднем на 200 голов скота, закупить доильные аппараты, оборудовать лабораторию, установить кормоцех, объединить паи и выращивать корма. В результате все это обойдется дешевле. А кроме того, по европейским нормам пищевые продукты считаются чистыми, если их не касалась рука человека. Там все автоматизировано. Отсюда и качество экстра-класса.
***
Специфика молочной продукции состоит в том, что у натурального молока очень маленький срок годности. А все, что хранится больше двух-трех дней, содержит в себе консерванты и химию. По словам специалистов, сегодня мы пьем в основном разбавленное водой сухое молоко. И его же получаем из Польши и Китая. То есть говорить о качественной молочной продукции в Украине вообще нельзя. И о дешевой тоже. По прогнозам экспертов, после введения запрета на домашнее молоко, цены на молочку взлетят еще больше. Но на сколько именно, сегодня спрогнозировать не может никто. Собственно, как и цены на остальные продовольственные товары. Ведь, по сути, дорожают не сами продукты, а дешевеет национальная валюта — гривна. И, судя тенденции, этот обвал еще не скоро остановится.
Производственная «пересортица»
— Большая часть сырьевой база молока сегодня – это мелкотоварное производство, — утверждает профессор Владимир Лысюк. — Маленькие частные хозяйства. Представители крупных молокозаводов ездят по таким хозяйствам и по дешевке скупают у них молоко. При этом затраты на перевозку при нынешних ценах на бензин огромные. И собирают они молоко разного качества, которое потом все равно сливают в одну цистерну.
В результате в накладе остаются и производители молока, и молокозаводы, и мы как потребители. Потому как цены на «молочку» в магазинах в последние годы растут с космической скоростью.
ТОЛЬКО ФАКТ
Более 30% всего молока в Украине производится в домашних хозяйствах.
Елена Астрахович