Говорят, что скоро в Украине отменят бумажные трудовые книжки и пенсионные удостоверения, а вместо них введут электронные. Что это значит и для чего это нужно?
Действительно, в Пенсионном фонде обещают внедрить электронные трудовые книжки и пенсионные удостоверения уже осенью 2017 года — правда, сначала в качестве пилотного проекта. За это время чиновники обещают подготовить необходимые документы и разработать техническую часть проекта.
Эксперты отмечают, что у электронных документов немало преимуществ.
Во-первых, намного легче будет получить необходимые справки о месте работы: для этого больше не нужно будет обращаться в отдел кадров предприятия.
Во-вторых, оформить пенсию можно будет значительно быстрее. Если сейчас на оформление всех документов уходит до десяти рабочих дней, то электронная система позволит выполнить все необходимые процедуры за полчаса.
В-третьих, электронные пенсионные удостоверения облегчат общение с чиновниками. Например, для получения субсидии можно будет обратиться в любое Управление социальной защиты населения, а не только по месту регистрации.
В-четвертых, владелец электронного удостоверения получит быстрый доступ ко всей информации о размере пенсии и страховом стаже.
А в будущем работники Пенсионного фонда планируют рассылать владельцам электронных удостоверений сообщения на мобильные телефоны и на электронную почту — о начислении пенсии, об изменениях в пенсионном законодательстве или о том, какие документы нужно донести в фонд.
Впрочем, некоторые эксперты опасаются, что в случае взлома или хакерской атаки на электронную систему, значительная часть информации о пенсиях и стаже украинцев может быть утеряна. Поэтому, по мнению юриста Ярослава Ковальчука, электронные удостоверения должны не заменять, а дублировать бумажные. Кроме того, в электронной базе данных Пенсионного фонда содержатся сведения только о стаже после 2000 года. Так что тем, кто начал работать раньше, в любом случае стоит сохранить бумажные документы.