На фоне экономического и политического кризиса в Украине обострилось межцерковное противостояние, которое может перерасти в очаг острой напряженности.
Религиозная карта страны
После обретения Украиной независимости в стране, вопреки здравому смыслу, произошел раскол христианских церквей. Ныне на ее территории действуют:
Православные (около 20 млн. человек)
- Украинская православная церковь Московского патриархата (УПЦ МП)
- Украинская православная церковь Киевского патриархата (УПЦ КП)
- Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ)
- другие немногочисленные православные юрисдикции
Католики (около 5 млн. человек)
- Римско-католическая церковь
- Украинская греко-католическая церковь (УГКЦ)
Протестанты (около 1 млн. чел)
- Различными религиозные объединения и церкви, в числе которых лютеране, баптисты и меннониты, англикане, пресвитериане и реформаторы, методисты и другие конфессии и деноминации*.
И, если сразу после распада СССР более 50% верующих отдавали свое предпочтение УПЦ МП, то сегодня картина изменилась. В конце мая ряд информационных агентств опубликовали данные соцопроса, который был проведен четырьмя ведущими украинскими социологическими структурами. Результаты показали, что среди православных верующих Украины 37,9% связывают себя с Киевским патриархатом, 19,6% — с УПЦ МП и 1,3% — с УАПЦ, а 39% считают себя просто православными. При этом представители УПЦ МП имеют большинство только в 4 из 25 областей страны. Эксперты предпочитают относиться к этим цифрам с большой осторожностью, не отрицая того факта, что борьба на религиозном «фронте» сейчас резко обострилась.
Слияние или поглощение
Идея административного объединения православия в Украине витает давно. Сторонники этого процесса настаивают на том, что единой и соборной Украине необходима единая и соборная Церковь. Правда, на пути этого пока есть ряд непреодолимых преград:
Во-первых, УПЦ КП и УАПЦ в православном мире считаются «раскольническими» из-за того, что не признаны каноническими православными церквями.
Во-вторых, мешают личные амбиции глав церквей, боящихся потерять свои руководящие посты.
В-третьих, для объединения необходимо, чтобы УПЦ МП отделилась от Московского патриархата, но сегодня этот вопрос для нее не аектуален.
В условиях, когда цивилизованным путем решить проблему объединения церквей не удается, в ход пошли методы принуждения. За последний год УПЦ МП потеряла порядка 30 храмов. И хотя для 12 тысяч приходов потери выглядят не критическими, сам процесс вызывает опасения.
Представители УПЦ КП утверждают, что все происходит на добровольной основе, и переподчинение приходов – это воля прихожан. Мол, выросшие за последний год антироссийские настроения подталкивают людей к этому.
УПЦ Московского патриархата обвиняет своих противников в силовых методах захвата храмов. И здесь все методы оказываются хороши: прямое силовое давление, работа территориальных общин (а волеизъявление прихожан), использование административного аппарата и радикальных организаций. Об этом прямо заявляет священник УПЦ МП Виталий Бойко, на плечи которого легла проблема защиты храмов.
Лидерами по количеству приходов-перебежчиков являются Ровенская, Тернопольская и Волынская области. Причем, по утверждению УПЦ МП, юридическая сторона перехода, как правило, не соблюдается: ни судебного постановления, ни смены статута.
Впрочем, УПЦ КП заявляет, что подобные процессы в отношении их приходов происходят в Восточной Украине. Дело дошло до того, что для решения проблем захватов храмов МП и КП Министерство культуры Украины создало специальную комиссию.
Несмотря на то, что официальный церковный диалог по объединению прерван, попытки возобновить его продолжаются. 4–5 июня 2015 года состоялся Поместный Собор УАПЦ, на котором был избран новый предстоятель церкви Митрополит Макарий. Он пообещал сделать все для объединения конфессий. Правда, конкретных предложений не прозвучало. Более того, представители УПЦ КП усмотрели в заявлении Собора УАПЦ жесткие оценки в свой адрес. А ведь первым шагом к созданию единой Украинской православной поместной церкви многие связывают с объединением УПЦ КП и УАПЦ. Тем не менее, на 14 сентября намечен общий Объединительный собор, на котором планируется обсудить название новой церкви и ее главу.
*деноминация — (религиоведение) тип религиозной организации, промежуточной между сектой и церковью.
Украинские церкви и государство
К сожалению, масла в огонь раскольнического процесса подливает государственный аппарат, который заигрывает с церквями и использует религиозную символику и риторику в политических целях. Хотя в Конституции Украины четко определено, что Церковь и религиозные организации отделены от государства, власть стремится всячески влиять на духовную жизнь общества. Вот лишь несколько примеров:
- В украинских школах введен курс религиозного образования.
- В Верховной Раде зарегистрирован законопроект по изменению названия УПЦ МП на «Российскую православную церковь», чтобы подчеркнуть ее «чужеродность» Украине.
- Верховная Рада Украины 2 июня 2015 года приняла решение, дающее право религиозным организациям учреждать учебные заведения, которые будут лицензироваться и предоставлять образование государственного стандарта.
Не единичны случаи, когда на местах чиновники не только закрывают глаза на захват храмов, но и оказывают прямое давление на священников.
Взамен государство хочет предельной лояльности к себе. Но в нынешних реалиях вмешательство властей в церковные дела может только навредить.
Украинское общество весьма толерантно, а все церкви равны. Рано или поздно мы, наверное, придем к созданию единой Поместной Церкви. Только это решение должно остаться за верующими, но никак не за государством.