Начало Рождественского поста говорит нам о том, что приближается Рождество. Дни промелькнут незаметно, и когда мы доживем до праздника, то пойдем на ночную службу, а потом будем дарить друг другу подарки, есть гуся (утку, свинью), радоваться тому, что пост наконец-то закончился.
И все это хорошо и правильно. Вот только не забывать бы нам о том, чье рождение мы празднуем, к кому мы пришли в гости. Да и подарки-то гости дарят обычно не друг другу, а виновнику торжества.
Празднуем мы, конечно, рождение Иисуса Мессии, нашего Творца и Спасителя, Бога и Человека. И вот Ему-то в первую очередь и должны принести мы дары. Но что бы это могло быть? Что приятнее всего для нашего Учителя, что для Него всего драгоценнее?
В прощальной беседе с апостолами Христос говорит: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга. По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:34–35).
Казалось бы, не такое уж неисполнимое требование. Но любить других христиан, даже если это наши ближайшие родственники, оказывается, очень непросто. Еще бы: они все делают не так, как надо. Не так говорят, не так одеваются, не так постятся. Им подсказываешь, поправляешь, наставляешь на путь истинный – но нет, в ответ никакой благодарности, только обиды, ругань и злоба.
Так проходят за годом год – и однажды православный христианин задумывается: а как же так? Вроде бы я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи: пощусь два раза в неделю, хожу на всенощную, причащаюсь чуть ли не каждое воскресенье, регулярно исповедуюсь, на храм жертвую, жене не изменяю, с еретиками не молюсь. Почему же не происходит никаких изменений к лучшему в моей душе? Почему я так же зол, завистлив, упрям и глуп, как и десять, двадцать, тридцать лет назад? Да, пожалуй, еще и хуже сделался.
Этот вопрос, должно быть, задавал себе каждый прихожанин (да и клирик) «со стажем». Возможно, все это происходит оттого, что мы забыли (или никогда не знали?), чем же мы тут занимаемся, зачем мы здесь – в Церкви – собрались и куда (и к кому!) мы вообще пришли. Мне порой кажется, что мы давно уже сбросили Христа с корабля современности, выкинули Учителя из головы и из сердца. И потому пост и молитва становятся самодовлеющими ценностями, потому послушание людям оказывается выше послушания Богу.
Но все же каждого из нас Господь наградил великим даром – свободой воли. И как бы ни были далеки наши мысли, слова и дела от Евангелия, – все же, имея помощником и покровителем самого Христа, мы можем, по слову апостола Павла, отложить ветхого человека и облечься в нового.
Как это сделать? Никак, если мы не поставим Христа в центр своей жизни. Постараемся узнать Христа из Евангелия. Приложим усилия к тому, чтобы ежедневно, ежеминутно помнить о Нем. Будем думать, говорить и жить в Его присутствии. Не станем делать того, за что нам будет стыдно перед Ним. Напротив, будем стараться делать то, чего Он от нас ожидает. Постараемся ни на мгновение не забывать, что мы Его ученики, что мы призваны иметь любовь хотя бы между собой.
Пожалуй, это и должно стать основным содержанием нашей жизни, и особенно – приближающегося поста. Пища не приближает нас к Богу, говорит апостол. Но любовь – любовь, несомненно, приближает. Так пусть наша взаимная любовь станет даром рождающемуся Богу, который и есть сама Любовь.
Младенец Иисус рождается ныне в Вифлееме, чтобы даровать нам вечную жизнь – жизнь с избытком, жизнь во всей полноте. Будем благодарны Ему за этот дар.
По проповеди священника Федора Людоговского