«Каждую Литургию мы слышим такие знакомые для нас слова: «Блаженны нищие духом, блаженны плачущие, блаженны миротворцы», — так начинается Нагорная проповедь Спасителя (Евангелие от Матфея 5.3–13), в которой сосредоточено главное евангельское учение о жизни. И наверное, никогда человек не исчерпает всей глубины этих священных, Божественных слов.
Начинается эта проповедь словом «блаженны», то есть счастливы, имеют полноту жизни, а кончаются заповеди блаженства, а вернее, обетования блаженства, так: «Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах». О ком же говорит Господь? О тех, кто всегда преуспевал? — нет. О тех, кто всегда жил безоблачно, безболезненно, беспечально? — нет. О тех, кто не испытал в жизни препятствий, разочарований? — нет. Он называет счастливыми плачущих, гонимых за правду, и говорит нам, что в самом страдании Господь с нами пребывает.
Имеет ли к нам это отношение? Прямое! Потому что весь мир страдает, каждый человек страдает. Недаром в Новом Завете сказано: «Мир во зле лежит». Горькая правда. Мы рождаемся в этом мире с плачем и уходим так же. Нас поражают болезни и немощи. Коротка жизнь человеческая — в Книге Иова она сравнивается с цветком, который сегодня расцвел, а завтра уже увял. Человек, говорится в этой Книге, рожденный женою, скуден днями и богат скорбью. В самом деле, окинем взором свою жизнь и увидим, сколько было потрясений, огорчений, можно сказать, ни одного дня не проходит, чтобы человек не печалился, не терзался, не мучился от душевных и телесных болей.
Нет возможности исчислить всего, что нас преследует в жизни: измена друзей, разлука с дорогими людьми, неисполнение наших горячих и страстных желаний, удары, которые мы получаем по своему самолюбию, разочарования в людях и общая наша греховная немощь.
И сколько бы ни менялась жизнь на земле, — о чем страдали люди пять тысяч лет назад, о том же страдают они и теперь. И те же у нас грехи, и те же у нас печали, и то же нас тревожит и в близких и в далеких, и нет мира на земле — как была война, так и остается повсюду — такова человеческая жизнь.
Но почему же Господь, возвещая нам Свое учение, начинает со слов «вы блаженны», «вы счастливы» — и заканчивает: «радуйтесь и веселитесь». Мы спросим, Господи, какие же мы счастливые, когда живем среди печали и горя? Как можем мы радоваться и веселиться, когда на нас камнем висит груз наших немощей, грехов и огорчений? И все-таки Он говорит: «Радуйтесь и веселитесь». В этом сила Христа Спасителя, Который пришел именно к страдающим, именно к тем, кому Он сказал: «Придите ко мне все труждающиеся и обремененные». Вот в темной пещере открылось окно, и оттуда полился свет, и Он сказал: «Все, кто страдает, радуйтесь, потому что Я страдаю с вами, Я вас выведу в светлый мир. Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша награда на небесах».
Какая же это награда? Бесконечная любовь Христова, Который нас объемлет, как свет, как блаженство, как радость, как мир. И мы приходим с вами в храм, чтобы призвать Его, потому что небеса здесь. Они спускаются к нам в храм, когда мы совершаем Божественную Литургию. Сам Господь приходит сюда, и небо здесь сияет. Значит, наша награда на небесах — уже здесь, уже в этой жизни. Поэтому стоя и молясь во время Литургии, мы должны почувствовать, что Божья рука, Христова благодать, на каждом из нас. Что Он нас поднимает, дает нам силы, дает нам радость, потому что нет у нас иного Спасителя, кроме Господа Иисуса. И вместе с Ним, страдающим нашими страданиями, меняется все — скорбь превращается в радость, тьма рассеивается, наступает свет.
Этот свет мы можем принять только очами веры. Ничто нас не спасет, кроме веры, которая приводит ко Христу Спасителю. Откройте свое сердце, молитесь о том, чтобы Он коснулся вас, чтобы Он снял с вас тяжесть жизни. Потому что Он Сам говорит: «Придите ко Мне!» И мы должны сами сейчас прийти к Нему — и тогда найдем покой душам нашим, — свет, мир, любовь, радость, блаженство».
По проповеди священника Александра Меня